ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ

ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1582–1591 гг.) – царевич, святой Угличский, Московский (память 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 августа – в Соборе Московских святых, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых), сын царя Иоанна IV Васильевича и царицы Марии Фёдоровны Нагой. О жизни Димитрия Иоанновича сохранились немногие отрывочные свидетельства. Напротив, о его смерти, переносе останков в Москву и канонизации, о совершённых святым посмертных чудесах сохранился большой круг разнообразных источников, создававшихся на протяжении XVII и начала XVIII в. Официальная версия об обстоятельствах и причинах смерти Димитрия Иоанновича изложена в материалах комиссии, посланной в Углич для расследования этого дела. Следственное дело сохранилось почти полностью, утрачено лишь несколько начальных листов. Рукопись, как показало исследование, представляет собой в основной части беловую копию материалов следствия, представленную на рассмотрение совместного заседания Боярской думы и Освященного Собора 2 июня 1591 г. Первые рассказы, излагавшие иную версию событий – убийство царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных весной–летом 1606 г., после низложения и убийства Лжедмитрия I, в окружении нового царя – Василия Иоанновича Шуйского. В этих произведениях содержатся также наиболее ранние сообщения о переносе останков Димитрия Иоанновича в Москву и его прославлении (наиболее подробный рассказ об этих событиях читается в «Повести 1606 г.»). Источником, содержащим важные сведения о переносе останков царевича в Москву, является грамота царя Василия Шуйского от 6 июня 1606 г., извещавшая об этом население России. Концом 1606 г. исследователи датируют написание первого «Жития Димитрия Иоанновича», вошедшего в состав Четьих-Миней Германа (Тулупова); один из списков этого произведения был создан в 1607 г. «Житие» включает не только рассказ о жизни и смерти святого, близкий к рассказу повестей, но и повесть «о обретении и о перенесении честных и многочюдесных» мощей царевича в Москву. Повесть в составе «Жития» сохранилась в двух вариантах – кратком и пространном, которые расходятся между собой в деталях. Во многих списках «Жития» повесть об обретении и перенесении мощей Димитрия Иоанновича опущена, но имеются предисловие и заключительное «Слово похвальное». Рассказы о смерти Димитрия Иоанновича, об обретении и прославлении его останков встречаются затем в ряде исторических повествований о Смутном времени, возникших в первые десятилетия после окончания Смуты. Из них выделяются богатством содержания рассказ «Нового летописца» о смерти Димитрия Иоанновича и рассказ «Рукописи Филарета» о переносе останков святого. Концом 1620 гг. исследователи датируют написание «Жития Димитрия Иоанновича» князем Семёном Ивановичем Шаховским (ум. не раньше середины XVII в.). Несколько позже было создано «Житие Димитрия Иоанновича» в составе Четьих-Миней Иоанна Милютина (начало – вторая половина XVII в.). Его главными источниками явились первое «Житие Димитрия Иоанновича» и «Новый летописец». Текст этого «Жития» получил широкое распространение в древнерусской письменности.

 



 
PR-CY.ru