ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 15

Собрание III составлено во второй половине X в. неизвестным автором (в рукописи оно следует за Собранием II и имеет заглавие «Рассказ о чудотворениях, совершённых в разные времена и разных местах святым и всеславным великомучеником Димитрием»). География чудотворений Димитрия Солунского в этом собрании значительно расширяется: они происходят в Константинополе, во Фракии, в Греции, в Македонии и в Каппадокии (Малая Азия). Собрание III содержит пять коротких рассказов о чудесах: исцеление слепого в храме Богородицы (называемом «Ойкономион») в Константинополе, имевшем мозаичную икону Димитрия Солунского; поездка слепого из Адрианополя за исцелением к могиле Димитрия Солунского в Фессалонике; прибытие паломников из Италии в Фессалию, где Димитрий Солунский предупреждает их о захвате Фессалоники агарянами, и они идут в Константинополь (относится к 904 г., когда город был захвачен арабами); недалеко от Фессалоники находились источник, который стал целебным, когда вблизи него поселился Димитрий Солунский, и храм во имя Димитрия Солунского, именуемый «Источник» (или Гермогенис); явление Димитрия Солунского крестьянину в Каппадокии и строительство там храма во имя великомученика. Остальные чудеса Собрания III (кроме чуда 3) исследователям трудно отнести к определённому времени. В целом оно свидетельствует о том, что в X в. почитание Димитрия Солунского было распространено почти во всех провинциях империи и за её пределами. Три первых Собрания содержат новые чудеса, не повторяя известных, все последующие переписывали и заново редактировали рассказы из первых Собраний, лишь изредка добавляя к ним новые. Из поздних Собраний исследователи отмечают произведение митрополита Никиты Фессалоникийского (конец XI – начало XII в.), которое включает чудеса из «Мученичества» преподобного Симеона Метафраста, Собрание I (кроме чудес 8 и 11), а также чудо 6 из Собрания II. Следующее по времени – Собрание чудес Иоанна Ставракия, диакона и хартофилакса храма Димитрия Солунского в Фессалонике (вторая половина XIII в.). Иоанн Ставракий собрал наибольшее количество чудес Димитрия Солунского. К уже известным по «Мученичеству» и трём первым Собраниям он добавил четыре новых, близких ему по времени: притчу о Виталии, чудо о болгарском царе Радомире, чудо о перенесении мантии Мануила Комнина на гроб великомученика в Фессалонику и чудо о Калояне. Два из них (чудо о Радомире и чудо о Калояне) нашли широкое отражение в греческой и славянской иконографии. Болгарский царь Радомир был человеком лютого нрава. Любимым его занятием была охота, во время которой он травил людей зверями. Доведённые до отчаяния, подданные молили Димитрия Солунского избавить их от мучителя. Однажды во время охоты, заманив Радомира в труднодоступное место, великомученик явился перед ним на коне, одним ударом сбросил Радомира с коня и пронзил копьём, а затем стал невидим. Речь идёт о Гаврииле Радомире (1014–1015 гг.), который был сыном болгарского царя Самуила и возглавлял борьбу болгар против византийского завоевания. Он был убит двоюродным братом Иваном Владиславом во время охоты, о чём свидетельствуют некоторые исторические источники.

 



 
PR-CY.ru