ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 17

Димитрий Солунский – патроном Фессалоники. Жители верили, что любые замыслы против города обречены на неудачу, т.к. дом Димитрия Солунского не может быть осквернён. Если же город всё-таки становился добычей врагов (в 904, 1185 и 1430 гг.), считалось, что Димитрий Солунский оставлял его из-за грехов жителей. Авторитет Димитрия Солунского как защитника Фессалоники был так высок, что его почитание затем распространилось по всей империи. В чуде I, 9 упоминается, что Димитрий Солунский оказал помощь императору Феодосию I Великому (379–395 гг.) во время похода на императоров Евгения и Арбогаста (394 г.). В «Житии преподобного Ипатия», игумена Руфинианского монастыря близ Халкидона (406 – около 446 гг.), Фессалоника упоминается в числе наиболее важных центров паломничества (базилика «А» в Никополе (середина VI в.) была освящена во имя Димитрия Солунского). Предпринимались попытки перенести реликвии великомученика и центр почитания в Константинополь. Император Маврикий (582–602 гг.) потребовал у архиепископа Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского. Евсевий ответил отказом, пояснив, что ещё император Юстиниан I Великий (527–565 гг.) хотел получить мощи святого, но при попытке раскопать то место, где, как полагали, они находились, внезапно вспыхнуло пламя, и послышался голос Димитрия Солунского, велевший прекратить работы. В византийскую эпоху в Константинополе насчитывалось девять церквей, освящённых во имя Димитрия Солунского, и довольно известный монастырь. Самым древним храмом, вероятно, была церковь Димитрия Солунского в Девтероне, перестроенная императором Василием I Македонянином (867–886 гг.), где проводились официальные торжества по случаю праздника в честь Димитрия Солунского. Императоры Македонской династии (867–1056 гг.) выказывали особую приверженность культу Димитрия Солунского. Лев VI Мудрый (886–912 гг.) построил церковь св. Димитрия в Константинополе и написал три гомилии в его честь. Родной город Димитрия Солунского получил при нём экономические привилегии – туда было перенесено подворье болгарских купцов из Константинополя. Славяне, безуспешно осаждавшие город в VI–VII вв., а затем поселившиеся в его округе, рано ознакомились с культом Димитрия Солунского и вскоре стали ревностными его почитателями. Из славяно-греческой среды Фессалоники вышли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, которые перенесли любовь к Димитрию Солунскому в большой славянский мир. Впоследствии славяне неоднократно пытались «присвоить» себе покровительство Димитрия Солунского, но никогда не отрывали его имени от Фессалоники, всегда называя Солунским. Почитание Димитрия Солунского продолжало распространяться в империи в XI–XII вв. В период, когда под властью Комнинов была объединена большая часть Балкан, централизация государства и укрепление императорской власти нашли отражение и в культе Димитрия Солунского. Из местного он окончательно приобретает масштаб имперского. Видимо, одновременно в его образе на первое место выходят черты святого воина. Он начинает упоминаться в одном ряду с другими небесными воителями – архангелами Михаилом и Гавриилом, великомучениками Феодором Стратилатом, Феодором Тироном, Меркурием, Прокопием и Георгием Победоносцем.

 



 
PR-CY.ru