ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 18

Особая заслуга в «централизации» культа Димитрия Солунского принадлежит императору Мануилу I Комнину (1143–1180 гг.). В марте 1149 г. Иосиф, игумен монастыря Пантократор, склонил императора перенести в столицу чудотворный покров с изображением Димитрия Солунского с гробницы великомученика в Фессалонике. По поручению Мануила I Георгий Скилица составил канон в честь великомученика. Накануне Пасхи Димитрий Солунский перенёс усыпанную драгоценными камнями мантию императора в Фессалонику и покрыл им свою гробницу (это чудо, записанное Иоанном Ставракием и Константином Акрополитом, некоторые исследователи считают своеобразным ответом фессалоникийцев на перемещение реликвии Димитрия Солунского в Константинополь). Во время освобождения Болгарии от византийского господства и создания Второго Болгарского царства братья Пётр и Асень предприняли попытку перенести центр почитания Димитрия Солунского в Тырнове и сделать святого покровителем Болгарии. Они заявили, что после захвата Фессалоники норманнами в 1185 г. Димитрий Солунский оставил свой город и переместился в Тырново, где была построена церковь в его честь. Изображение Димитрия Солунского появляется на монетах болгарских царей. На «узурпацию» Димитрия Солунского болгарами последовала византийская реакция: была создана легенда об убийстве в 1207 г. великомучеником царя Калояна, которая появилась в сочинении Иоанна Ставракия, а затем получила широкое распространение в литературе и живописи. В XIII–XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание Димитрия Солунского. В это время было написано наибольшее количество Похвальных слов и гомилий. Византийский историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о Димитрии Солунском. Григорий Палама создал образ молодого Димитрия Солунского, приближённый к идеалу монахов-исихастов. Георгий Палеолог построил монастырь во имя Димитрия Солунского в Константинополе, а Михаил VIII Палеолог (1259–1282 гг.) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322–1340 гг.) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий, в котором есть иллюстрации к «Мученичеству» Димитрия Солунского, небесного патрона деспота: кроме традиционного портрета, в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники, имеется ещё шесть сцен – святой перед императором, Димитрий Солунский умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора, убийство Димитрия Солунского в темнице и его погребение. С VII в. византийскими писателями было создано большое количество Похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь Димитрия Солунского. Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений, в основном, были фессалоникийские архиереи: Иоанн (конец VI – начало VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и начало Х в.), Иосиф Студит Исповедник (807–809, 811–815 гг.), Никита (конец XI – начало XII в.), Евстафий (1175 – 1195/1196 гг.), Григорий Палама (1347–1357 гг.), Исидор Глава (1380–1396 гг.), Гавриил (1397–1425 гг.), Симеон (1416/1417 – 1429 гг.), уроженцы или жители города: Константин Арменопул (середина ХIV в.), Константинопольский патриарх Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376 гг.), Макарий Хумн (вторая половина ХIV в.), Николай Кавасила (ум. после 1391 г.) и Димитрий Хрисолор (ум. после 1416 г.).

 



 
PR-CY.ru