ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 16

Болгарский царь Калоян (1197–1207 гг.), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи Димитрия Солунского. Он подошёл к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился Димитрий Солунский на белом коне и ударил копьём в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя. Калоян был младшим братом основателей Второго Болгарского царства Петра (Феодора) и Асеня (Белгуна). Известно, что он внезапно умер или был убит ночью в своей палатке накануне штурма Фессалоники. Болгары сразу же отступили от города, а убийцы не были найдены. Таинственная смерть Калояна породила много слухов, на основе которых и был записан рассказ Иоанна Ставракия. Легенда об убийстве Калояна Димитрием Солунским встречается и у западных писателей Альберика и Робера де Клари (XII–XIII вв.). Следующая по времени редакция чудес Димитрия Солунского принадлежит Константину Акрополиту (конец XIII – начало XIV в.). Она включает большую часть чудес Собрания I, три чуда из Собрания II, а также притчу о Виталии и чудо о Радомире из Собрания Иоанна Ставракия. Самым поздним было Собрание чудес уроженца Фессалоники митрополита Навпактского и Ларисского Дамаскина Студита (ум. в 1577 г.) под названием «Сокровище». Оно содержало в числе прочих слов религиозно-нравственного содержания Слово о Димитрии Солунском, в котором пересказаны чудеса из первых Собраний и добавлены два новых: рассказ о чудесном масле и притча о том, что неким христианам на реке Вардаре явились Димитрий Солунский и святитель Ахиллий, епископ Ларисский, и из их разговора спутники поняли, что святые оставляют свои города туркам (этот рассказ относится примерно к 1430 г.). Сочинение Дамаскина написано простым языком как занимательное чтение. Оно легко воспринималось читателями, чем объясняется его популярность со времени первого издания в 1561 г. до XIX в. Сборник с переводом «Сокровища» на славянский язык и добавлением других произведений получил название «Дамаскин» (такие сборники были чрезвычайно популярны у южных славян, а одним из самых используемых сюжетов в них было слово о Димитрии Солунском). Первоначально Димитрий Солунский почитался в Византии как местный святой, защитник и покровитель Фессалоники. Среди многих эпитетов, которыми он награждался, были «градолюбец» и «градоспаситель». Димитрий Солунский избавлял город от различных бедствий (голод, эпидемии, землетрясения, восстания) и становился на его сторону в случаях противостояния с центральной властью. То, что во время варварских нашествий в VI–VII вв. город устоял под натиском аваров, славян и болгар, не получая никакой помощи извне, а затем выжил в ситуации, когда Македония и почти вся Греция были захвачены славянами, воспринималось современниками как чудо. Именно в эпоху варварских нашествий складывались культы покровителей византийских городов. Богоматерь становится защитницей Константинополя, спасая его от осады 626 г.,

 



 
PR-CY.ru