ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 19

С X в. посвящённые Димитрию Солунскому Похвальные слова были созданы в Константинополе и других местах известными писателями, философами, государственными и церковными деятелями: императором Львом VI Мудрым (886–912 гг.), архидиаконом и референдарием Григорием (Х в.), Феофаном Керамевсом (XII в.), преподобным Неофитом Затворником (ум. после 1214 г.), диаконом Григорием (XIII в.), Константином Акрополитом (ум. ранее 1324 г.), Феодором Метохитом (ум. в 1332 г.), Мануилом Филом (ум. в 1345 г.), Никифором Григорой (ум. между 1358 и 1361 гг.), Иоанном Анагностом (упоминается в 1430 г.), Марком Евгеником (ум. в 1457 г.), Константинопольским патриархом Геннадием II Схоларием (1454–1456, 1463, 1464–1465 гг.) и др. Самое раннее указание на то, что память Димитрия Солунского отмечалась 26 октября, относится к концу VI – началу VII в. Описание праздника сохранилось в более поздних источниках. Согласно «Тимариону» (XII в.), он длился три дня, с ночи на 26 октября (в эти дни совершались всенощные службы и торжественные процессии, в которых принимали участие городские власти и многочисленные паломники). «День святого Димитрия – такой же большой праздник, как Панафинеи в Афинах или Панионии в Милете; это – величайшее македонское торжество, и стекается на него народ не только тамошний, македонский, но всяческий и отовсюду: греки из разных областей Эллады, мисийские племена, населяющие земли вплоть до Истра и пределов Скифии, кампанцы, италийцы, иверы, луситанцы, кельты из-за Альп. Коротко говоря, даже прибрежье Океана посылает молящихся поклониться этому святому – так велика его слава по всей Европе». К этому празднику приурочивалась одна из наиболее важных на Балканах осенняя ярмарка. В XIV в. празднику Димитрия Солунского предшествовал пост, 25 октября крестный ход шёл дорогой, по которой святой следовал на мученичество, – от церкви Пресвятой Богородицы, называемой «Прибежище», к храму Димитрия Солунского. 3 ноября завершающая церемония закрывала праздник. Григорий Палама и Константин Арменопул пишут, что крестные ходы совершались в течение всего октября. Кроме того, каждую неделю совершались три службы в честь Димитрия Солунского: в воскресенье – память его мученической кончины, в среду – его рождения, в пятницу – совместное празднование с Божьей Матерью в церкви Богородицы Ахиропиитос. При архиепископе Симеоне Фессалоникийском с 19 по 26 октября совершались особые службы, составленные по образцу служб Страстной седмицы, а день памяти великомученика уподоблялся Пасхе (эта традиция была возрождена в 1979 г.); попразднство, вероятно, также длилось неделю. Значительное почитание Димитрия Солунского в настоящее время в Греции связано с тем, что освобождение Фессалоники от турок в 1912 г. произошло в день памяти святого. В Греции насчитывается 547 приходских церквей, освящённых во имя Димитрия Солунского. На Западе его почитание распространилось под влиянием Византии в Италии (например, фреска с изображением Димитрия Солунского в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, около 649 г.). Римский Мартиролог дважды упоминает Димитрия Солунского под 9 апреля (как и Сирийский Мартиролог) и под 8 октября (происхождение этой даты не установлено). Именно память 8 октября вошла в более поздние Мартирологи (например, в Мартиролог Флора середины IX в.) и затем утвердилась в Западной церкви.

 



 
PR-CY.ru