ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 12

Чудо «О землетрясении и о возгорании храма» рассказывает о том, как вскоре после осады, о которой шла речь в предыдущем чуде, архиепископу Иоанну было видение о землетрясении в городе. Он просил Бога отсрочить наказание до его смерти. Его мольба была услышана. Примерно через месяц после смерти архиепископа Иоанна произошло землетрясение. Толчки продолжались несколько дней, но особенно сильным был первый, так что часть города сразу разрушилась, но никто из горожан не погиб, все успели покинуть дома и город попечением Димитрия Солунского. Другим чудом было то, что славяне, находившиеся поблизости, не напали на Фессалонику. Они рассказывали, что когда увидели город разрушенным и ворота открытыми, то, взяв орудия для расчистки завалов, отправились за имуществом горожан, решив, что все погибли. Подойдя ближе, они обнаружили, что город стоит, как и раньше, а на стенах – вооружённая охрана. В чём именно состояло чудо, можно толковать двояко: то ли славяне стали жертвой иллюзии, то ли стены действительно рухнули, а Димитрий Солунский их восстановил. Во время бедствия Димитрий Солунский сам являлся для охраны города, и на этот раз он шёл в сопровождении других святых (не названы). Вскоре после землетрясения загорелся храм Димитрия Солунского. Потушить пожар не смогли, несмотря на все усилия, и базилика оказалась полностью разрушенной. Фессалоникийцы восприняли это как наказание за грехи, а некоторые решили, что Димитрий Солунский просил Бога покарать его храм, чтобы отвести от города ещё большее наказание. Димитрий Солунский, явившись во сне одному праведному человеку, сообщил, что храм будет восстановлен (описанные события исследователи относят к 620 или 630 гг.). Археологическое изучение храма показало, что он сильно перестраивался в VII в. после пожара. При обследовании храма была открыта и мозаичная подпись под тремя медальонами (в центре Димитрий Солунский, по бокам епископы): «Видишь храм Димитрия, прежде сгоревший, а во времена Льва восстановленный». Этим чудом заканчивается рассказ о событиях времён архиепископа Иоанна. Приведённые ниже чудеса относятся к последующим десятилетиям и рассказывают о событиях, современником которых был неизвестный автор Собрания II. Текст чуда «О голоде и осаде из-за Первуда» – самый большой в Собрании и является наиболее ценным в историческом отношении. Автор делит его на несколько частей. В основе сюжета – попытка славян, уже давно поселившихся вокруг Фессалоники, захватить город. Поводом для конфронтации был арест находившегося в городе славянского князя Первуда. Славянские племена окружили город со всех сторон, так что жителям угрожала голодная смерть. Для спасения соотечественников Димитрий Солунский совершил несколько чудес. По его промыслу был пойман Первуд, которому удалось бежать после первого ареста. Затем он остановил бегство жителей к славянам из-за сильного голода: Димитрий Солунский внушил им мысль о продаже горожан в рабство славянам внутренних районов полуострова. Спустя некоторое время, когда в городе остались только самые немощные, т.к. все молодые и сильные отплыли на кораблях за продовольствием в Фессалию, славяне решились на штурм.

 



 
PR-CY.ru