ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - Страница 14

Чудо «О епископе Киприане» рассказывает о том, как епископ отправился из Африки в Константинополь. У берегов Эллады он был захвачен славянами и попал в рабство. Однажды перед ним предстал некий юноша в военной одежде и сказал, что его имя – Димитрий и его дом в Фессалонике. Он велел Киприану следовать за ним, но хранить по дороге молчание и не обращаться к нему. Через восемь дней Киприан достиг Фессалоники, и его провожатый исчез. Епископ искал в городе дом воина Димитрия, чтобы поблагодарить его, в храме Димитрия Солунского он узнал своего спутника на иконе и рассказал обо всём архиепископу Фессалоники. После возвращения в Африку Киприан воздвиг на родине храм во имя Димитрия Солунского, который сам помог ему достать мрамор для строительства. В этом храме многие исцелялись от укуса скорпионов, помазавшись маслом от лампады перед иконой великомученика. Это чудо выделяется в Собрании II и по языку и по содержанию. Скорее всего, оно принадлежит другому автору и вошло в состав Собрания II позже. Кроме парижской рукописи оно сохранилось отдельно в афонской рукописи XII в. В нём нет эпитетов, употреблявшихся при упоминании города и Димитрия Солунского, как в предыдущих текстах, и это может указывать на то, что автор не видел лично ни Фессалоники, ни храма. В рассказе нет указаний, позволяющих отнести его к определённому времени, поэтому чудо датируется в пределах VII в. Оно содержит важное свидетельство о распространении почитания Димитрия Солунского на византийскую провинцию в Африке – Бизацену (правда, в других источниках существование там храма Димитрия Солунского не зафиксировано). Если до этого рассказа чудеса совершались мучеником в городе или для города, то на этот раз география его чудотворений значительно расширилась. Хронологически Собрание II делится на две части, в первой события происходят в 610–620 гг., а во второй – в 680 гг. В первой части речь идёт о событиях времён архиепископа Иоанна, автора Собрания I. Она, видимо, составлена на основе письменных источников. Вторая часть написана неизвестным автором – очевидцем происходившего. Только условно к Собранию II исследователи относят чудо 6, которое могло быть присоединено к нему составителем парижской рукописи XII в. В целом Собрание II отличается богатством фактического материала и точностью свидетельств, что сближает его с историческими трудами византийских авторов, такими как «Монемвасийская хроника» или рассказ об осаде славянами г. Патры в трактате «Об управлении империей» императора Константина VII Багрянородного (Лемерль называет Собрание II «городской хроникой»). Автор подходит к описанию чудес более формально, возможно, потому, что почитание великомученика было широко распространено и не нуждалось в поддержке. Вероятно, по той же причине Собрание II сохранилось в единственной рукописи, уникальной по отношению к димитриевской рукописной традиции. Она содержит только тексты, посвящённые Димитрию Солунскому (кроме чудес, Passio altera, гомилии императора Льва VI, энкомии архиепископов Фессалоникийских Иоанна и Иосифа), и была написана, видимо, в Фессалонике как первая попытка создать Corpus Demetrianum.

 



 
PR-CY.ru