ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ - Страница 15

Если основываться на том, что рассказывает о Беатриче Вергилий заблудившемуся Данте, то Беатриче никак не может быть отождествлена ни с божественной мудростью, ни с верой, ни с теологией. На помощь Данте присылает Вергилия та самая прекрасная дама, которую любил автор «Новой жизни» и которая в третьем цикле этой книги была им дерзновенно приобщена к сонму ангелов. Как художественный образ Беатриче первых двух песен «Комедии» тождественна Беатриче канцоны «Младая донна в блеске сострадания». Только теперь она гораздо активнее. Выход из теснины духовного кризиса изображён в «Комедии» как возвращение к поэзии, вдохновляемой нравственно-эстетическими идеалами «стильновизма» и обогащённой гуманистическими идеями «Пира» и «Монархии». Через Ад, Чистилище и Рай может пройти тот, кому помогает «красотою слога» античный певец, и для кого высокая облагораживающая человека любовь к «единственной на свете» слилась с устремлённостью к Богу. В результате духовного кризиса на смену пророку-философу пришёл поэт – судья мира и человечества, равный в своей исторической миссии императорам и папам, являющийся как бы «третьим солнцем», поскольку (как будет сказано в «Чистилище») творческое воображение поэта «рождает некий свет небесный, сам или высшей волей источён». В первых двух песнях «Комедии» запечатлён опыт Данте, которому в 1310 гг. поэзия на народном языке помогла преодолеть противоречия между философией, общественно-политическим идеалом и действительностью. Значение этого опыта выходило далеко за пределы биографии Данте. По сути дела он создавал своего рода «модель» будущего. Его опыт будет повторён сначала Франческо Петраркой (1304–1374 гг.) и Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.), а затем почти всей ренессансной культурой Чинквеченто. Возвращение к поэзии на народном языке стало для Данте возвращением к народу. «Комедию» сформировало стремление к абсолютной гармонии и вера в то, что она практически достижима. В письме к правителю Вероны Кан Гранде делла Скала (1291–1329 гг.), разъясняя смысл поэмы, Данте говорил, что её целью было «вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию счастья». Убеждение в возможности литературы преобразовать общество и человека лежало в самой основе творчества Данте и в значительной мере предопределяло сюжетный материал «Комедии» и её «прекрасный стиль». В поэме он обратился к содержанию и формам средневекового сознания, потому что был искренне верующим человеком, но ещё больше оттого, что это было сознание его народа, для которого Средневековье ещё не кончилось. Поэт-судья пошёл по тому же пути, по которому шли современные ему народные пророки и проповедники. В известном смысле это было исторической неизбежностью. Отношение Данте-поэта к материалу народного религиозного сознания нередко сопоставляли с отношением Гомера к греческой мифологии. В мифологии средневекового христианства Данте-поэт обрёл не только «арсенал», но и народную «почву».

 



 
PR-CY.ru