БОГОДУХНОВЕННОСТЬ - Страница 8

Однако письменное наследие святых отцов при всей их несомненной авторитетности не рассматривается наравне со Священным Писанием как сочинения богодухновенные. Только утверждение тех или иных вероучительных положений, догматов на Вселенских соборах с провозглашением отцами соборной формулы «изволилось Духу Святому и нам» должно быть признано за выражение Откровенной истины, а значит, позволяет подходить к ним с позиции богодухновенности. В значительной степени трудности вопроса обусловлены тем, что удовлетворяющего всех определения понятия Священного Предания в богословии до сих пор предложено не было. Возможности же получения пророчеств после завершения формирования библейского канона всегда воспринимались церковью с настороженностью, поскольку, начиная с монтанизма, повышенный интерес к ним проявлялся именно в еретической среде. Фактически проблема перерастает в догматический вопрос о возможностях получения Откровения на исторических путях церкви. Применение термина богодухновенности в данной области не является характерным, и библейский период следует выделять как особую, неповторимую, богодухновенную эпоху в деле получения и письменной фиксации Откровения. Представление о богодухновенности Священного Писания было заимствовано исламом: для мусульман всё Священное Писание представляет собой прямую речь Бога. Коран представляет собой точную копию Книги, хранящейся под Троном Аллаха, переданную через посредство ангела Джибриля (Гавриила). Практически сразу после смерти Мухаммада большую роль в жизни мусульман стала играть Сунна – пример жизни пророка. Считается, что с тех пор, как Мухаммад был призван Аллахом к пророческому служению, он действовал по божественному вдохновению. В этом плане Сунна в значительной своей части была признана богодухновенной и стала вторым источником религиозного закона (шариата). При этом подразумевается, что божественное вдохновение не покидало Мухаммада в течение всего пророческого служения вплоть до смерти. Соответственно, в Сунну включаются не только высказывания пророка (каул), но и его поступки (фил) и даже высказанное одобрение (такрир). Однако среди исламских учёных продолжается полемика по поводу достоверности определённой части сведений о пророке, соответственно тем рассказам о нём (хадис), которые признаются недостоверными, отказывается в богодухновенности. Например, сунниты не признают шиитские ахбары, в которых говорится об особых правах потомков Мухаммада на верховную власть в исламской общине – умме. Небольшая часть Сунны, которую составляют так называемые священные хадисы (аль-хадис аль-кудси), содержащие слова Аллаха, считаются богооткровенными текстами. Лит.: Воронов А., прот. Протестантское богословие и вопрос о богодухновенности Священного Писания // ТКДА. 1864. № 4; № 9; Соловьев В.С. Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей. М., 1886; Леонардов Д.С. Учение о богодухновенности Священного Писания в Средние века // ВиР. 1897. № 19, 20, 23, 24; 1898. № 17, 18, 19; он же. Учение о богодухновенности Священного Писания мужей апостольских // Там же. 1898. № 5; он же. Учение о богодухновенности Священного Писания со времени Реформации (XVI в.) // Там же. 1899. № 16, 17; он же. Учение о богодухновенности среди католических богословов XVI в. // Там же. 1899. № 19; он же. Вербальная теория богодухновенности Священного Писания среди западных богословов XVII в. // Там же. 1900. № 15, 16; он же. Полурационалистические учения среди протестантов о богодухновенности Священного Писания (XVI–XVII вв.) // Там же. 1900. № 19, 20; он же. Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II-го в. // Там же. 1901. № 9, 11, 13; он же. Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII и XIX веках: (Историко-критический очерк) // Там же. 1903. № 3, 5–8, 12, 14, 16–18, 22–23; он же. Теория богодухновенности Библии в Александрийской школе // Там же. 1906. № 1–4, 8; 1907. № 4–6, 9, 11, 13; он же. Учение св. Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии // Там же. 1912. № 3–5, 7–12; Лепорский П. Боговдохновенность // ПБЭ. 1901. Т. 2. Спб; Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета // Путь. 1936/1937. № 52; Князев А., свящ. О боговдохновенности Священного Писания // ПМ. 1951. Вып. 8; Маннучи В. Библия – Слово Божие. М., 1996; Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование // Догмат и история. М., 1998; Мень А., прот. Боговдохновенность // Библиологический словарь. М., 2002.



 
PR-CY.ru