БОГОДУХНОВЕННОСТЬ - Страница 2

Так, богооткровенность Закона (Пятикнижия) наглядно утверждается начертанием каменных скрижалей Откровения перстом Самого Бога (Исх 31:18; 32:15–16; Втор 10:1–4) и ключевым словосочетанием, указывающим на авторскую принадлежность Закона, – «Закон Господень», «Закон Божий» (Исх 13:9; 15:25 и др.). Иначе говоря, богодухновенность книг иудейского Священного Писания (согласно представлениям иудеев) – это Слово Божие, которое продиктовал Сам Господь. Относительно Торы у них не было никакого сомнения, поскольку иудейский народ считается свидетелем явления Бога на г. Синай. Если возникали сомнения в возможности включить какую-либо книгу в иудейский канон Танах (например, книгу Есфирь), то требовалось тщательно доказать её богодухновенность. Таковыми считались псалмы Давида, а также исторические и поэтические тексты Танаха, причём богодухновенными считались в древности не только содержание, но и форма священных книг. Она проявляется и в событийной части Ветхого Завета, где Бог является действенным Лицом Священной истории (одним из ярких примеров этого может служить описание Исхода из Египта под непосредственным водительством Господа). Традиция рассматривает пророка Моисея как полноценного автора Закона (Неем 8:1; Втор 31:9; 1 Езд 7:6; а в Неем 8:1 – как автора всего Пятикнижия); он – пророк, имеющий Святого Духа и водимый Им (Числ 11:17, 24–25; 12:6–8; Втор 18:15; 34:10; Ис 63:11–14). В библейском тексте утверждается совместное авторство, и пророческий статус Моисея фактически позволяет рассматривать понятие богодухновенности в самой тесной связи с понятием Откровения, которое составляет главное содержание речей пророков как служителей Духа и Слова: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар 23:2), где уставные слова «слушайте слово Господне» (Ис 1:2, 10; 28:14 и др.) предполагают последующую прямую речь Господа. «Генетическая» близость Премудрости к Богу (Притч 8:22–31 и др.) определяет авторитет раздела Писаний (Кетувим) и жанра библейской литературы, а статус мудрецов уравнивается с пророческим (Прем 7:14, 27). Полагали, что Господь побуждал пророков к их служению Ему, хотя нередко пророки стремились уклониться от него, признавая за тяжкий труд такое призвание. Вместе с тем считалось, что просвещённые Всевышним пророки не могли ошибаться, и голоса их были голосом Самого Господа. Но при этом понять сказанное Богом можно было, конечно, только с учётом человеческой судьбы и личности того, кто изрёк и записал богодухновенное слово; эта вера воспитывалась с детства и отмечалась подвигом мучеников. Талмуд, объединяя период создания священных книг и время служения пророков как их авторов, объявляет это время эпохой действия Святого Духа в Израиле (с её окончанием «Дух Святой отошёл от Израиля»). При этом оба источника присваивают дар пророческого вдохновения и статус пророков всем без исключения авторам библейских книг. Таким образом, связь представления о Божественном происхождении книг (соответственно об их священном характере) с их созданием под воздействием Святого Духа через пророков очевидна. Основные представления о богодухновенности Библии находят своё отражение и в иудейской традиции. Так, знаменитый еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий (около 37 – около 100 гг.), принципиально разделяя литературу греков и книги Священного Писания, напоминает о неизменной вере иудейской общины в Божественное происхождение этих книг, засвидетельствованное авторитетом пророков, писавших по Божьему вдохновению; их непрерывной чередой, как единой традицией авторства. Хотя в Новом Завете (2 Тим 3:15–16, как и во всех случаях словоупотребления термина «Писание»), речь идёт о ветхозаветных книгах, тем не менее, распространение последующей церковной традицией понятия богодухновенности на весь состав христианской Библии обусловлено самой сутью новозаветного провозвестия: пришествие Иисуса Христа понимается как полнота и завершение ветхозаветного Откровения во всех его основных аспектах. Он – воплощённое Слово (Ин 1:1–14); в Нём свершилась тайна Откровения последних времён (Евр 1:1–2): «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего».

 



 
PR-CY.ru