БЕЛЬГИЯ, Королевство Бельгия - Страница 5

Самым значительным епископством на востоке Бельгии было Моза-Траектское, епископы которого между 810 и 831 гг. перенесли кафедру в город Леодий (современный Льеж). После распада империи Каролингов по Верденскому договору 843 г. и в результате последующих разделов на территории Бельгии возник ряд самостоятельных государственных образований. В западной части, которая отошла к Западнофранкскому королевству, в IX в. сложилось графство Фландрия. Территория Восточной Бельгии стала частью герцогства Лотарингия в составе Восточнофранкского королевства (с 962 г. – Римско-Германская империя). С середины IX в. начинаются вторжения норманнов: Бельгия и Нидерланды, находящиеся на морском побережье и в нижнем течении крупных рек, оказались наиболее пострадавшими от морских завоевателей районами Европы. В IX–X вв. в стране приходят в упадок города и более мелкие поселения на побережье. Постоянная угроза внешних вторжений и необходимость обороняться постепенно приводит к росту влияния военного сословия – феодалов, которые строят замки, берут под свою защиту селения, города и монастыри, одновременно присваивая многие привилегии в управлении ими. Узурпация монастырей светскими феодалами не способствовала расцвету христианского благочестия и образованности. После присоединения Лотарингии к Римско-Германской империи (925 г.) епископства Льежа и Камбре оказались под прямым контролем императоров, которые сами назначают туда епископов; право назначения епископа Тарвенского сохраняли за собой графы Фландрии. В X – начале XI вв. возрастает политическая власть епископов (особенно Льежа), получавших от императоров различные привилегии (в том числе право чеканить свою монету). К этому времени относится возрождение монашеской жизни: бенедиктинский аббат св. Герхард Бронский (ум. в 959 г.) провёл реформу фландрских монастырей, центром монашеской реформы для Восточной Бельгии стал монастырь Горц, откуда в X в. вышли св. Одилон, основавший в 937 г. монастырь Жамблу, его преемник Эрдуин. В X в. в Льеже сложилась богословская школа, получившая благодаря деятельности Седулия Скотта и двух епископов Льежа, Франкона (851–901 гг.) и Стефана (903–920 гг.), европейскую известность. В конце XI в. бельгийские епископы были вовлечены в борьбу за инвеституру. При этом епископы Льежа были на стороне императоров; в Камбре, напротив, более сильной была папская партия, епископ Герхард II поддерживал папу Григория VII. Однако он не решился открыто вступить в борьбу с императором Генрихом IV, от которого зависел политически. По Вормскому конкордату (1122 г.) право на церковную инвеституру перешло к папе Римскому, однако на территории Бельгии епископы по-прежнему избирались местными феодалами, например, епископы Льежа этого времени принадлежали к различным аристократическим родам. В XI–XII вв. в Бельгии продолжали развиваться традиции льежской богословской школы. Центрами образования в это время были монастыри св. Лаврентия в Льеже, св. Хуберта и особенно монастырь в Жамблу, связанный с именем историка и агиографа Сигиберта. В XI в. богословы льежской школы участвовали в споре о евхаристии, который стал одной из причин Великой схизмы: Теодуин, епископ Льежский, непримиримо высказывался против Беренгария Турского.

 



 
PR-CY.ru