АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 8

В Сиро-Палестинском регионе древнейший этап, от восстания Бар Кохбы до правления императора Константина I Великого (I–IV вв.), изучен недостаточно, хотя кумранские рукописи и раскопки Хирбет-Кумран, предполагаемого центра общины ессеев (Ролан де Во, Л. Хардинг, 1951–1958 гг.), представили период с I в. до н.э. – I в. н.э. В III в. господствует язычество, нехристианский монотеизм приходит в упадок (иудейские и самаритянские общины преобладали только в Галилее и Самарии). Массовое изучение памятников византийского периода (в обзоре начала 1990 гг. Йорам Цафрир привёл цифру в несколько тысяч храмов) дало представление о размещении в храме священнослужителей и мирян относительно алтаря, о роли святынь в богослужении, а благодаря храмовой эпиграфике – о строителях церквей. Святая земля предстала центром, откуда распространялись формы церковной архитектуры и иконографии. Был изучен конфессиональный состав населения: количество христиан Палестины при императоре Юстиниане (VI в.) составило около двух третей. Сводки поздних материалов (Р. Шик и др.) по-новому осветили влияние на христианскую культуру персидского нашествия, ислама, иконоборчества. Открытие мозаик 710 гг. в Иордании (Мааин и др.) доказало, что в этот период здесь сохранялось церковное устройство, на кафедру ставились епископы, обновлялись храмы и монастыри, но вследствие исламизации с середины VIII в. церкви возводились в меньших размерах, снизилось качество исполнения мозаик, испортился язык надписей и т.д. Археология ранней Византии составила важную часть современной христианской археологии. Её области рано привлекали внимание протестантских исследователей: Дж. Уэлер (1689 г.), стремясь изучить обрядовую сторону раннего христианства, сопоставлял храмы Палестины и Сирии с описаниями отцов церкви. Из-за господства Турции до середины XIX в. христианская археология была территориально ограничена, работы носили случайный характер (например, раскопки базилики Мир Ликийских) или представляли собой компиляцию материалов, составленную людьми, реально не видевшими памятник (например, работа Дж. Уиллиса о храме Гроба Господня). В XIX в. появились общие труды по церковной архитектуре, основанные на изучении Константинополя (Вильгельм Зальценберг, 1855 г.; Шарль Тексье, 1847 г.), в которых указано более 500 храмов и монастырей, в большинстве разрушенных турками (сохранилось около 30). Начало изучения Константинополя восходит к XVII в. (Шарль Дюканж), но значительные открытия здесь были сделаны только с 1870–1880 гг. В начале XX в. Археологический институт в Константинополе (РАИК) начал работу над составлением свода церквей Константинополя, вёл наблюдения за открытием древностей (остатки церкви Богоматери Халкопратийской, середина V в., и др.).

 



 
PR-CY.ru