АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 2

В ризницах соборов хранились огромные собрания святынь, впоследствии ставшие опорой для изучения христианской археологии. В хождениях многочисленных паломников описаны древние христианские святыни (итинерарии по Риму известны с VII в., самый подробный – Уильяма из Малмсбери, 1120–1140 гг.); в XII в. делались попытки систематического описания собора апостола Петра (Пётр Маллио) и Латеранской базилики (диакон Иоанн). В эпоху Возрождения стимулирующее воздействие на христианскую археологию оказало зарождение интереса к Античности и первые значимые находки христианских памятников в Риме (статуя пресвитера Ипполита, саркофаг Басса Юния и др.). Христианская археология сохраняла описательный характер до начала Реформации (Тиберио Альфарано, Онофрио Панвинио, Альд Мануций, Помпео Угонио), когда в ответ на критику учёных-протестантов, указывавших католической церкви на её «порчу», их оппоненты как к аргументам обратились к материальным свидетельствам, выявленным христианской археологией (Цезарь Бароний). Целенаправленное натурное изучение катакомб как памятников ранней церкви начал Антонио Бозио (1575–1629 гг.). В XVII–XVIII вв. развитие христианской археологии определялось соперничеством учёных, представителей католицизма и протестантизма. Изучение раннехристианских древностей католических стран сосредоточилось вокруг собирания святынь. В спорах по вопросам догматики и литургики нередко прибегали к подделкам надписей, печатей и т.п., чтобы подчеркнуть вклад Римской церкви в развитие христианства. Протестанты, отрицавшие всё, что исходило из Рима, приписывали фрески катакомб средневековым монахам, подвергали сомнению датировки и подлинность погребений и т.д. Но создание церковных собраний «мраморов» и мозаик, а позже и лапидариев с каталогами привили почтение и интерес к находкам, способствовали их сохранению. В Риме продолжались труды по описанию храмов (П. де Анджелис, Дж. Северано, Дж. Гримальди, А. Донати), исследовались Неаполь (Жан Мабильон), Равенна (Дж.Дж. Чампини), Сиракузы (М.А. Больдетти), в XVII в. при содействии ордена францисканцев появились первые обмеры памятников Святой земли. Развитие классической эпиграфики подтверждало историчность евангельских текстов надписями I в. («Клавдиева таблица», надпись из Тиволи, надпись Палатина Секунда, надпись Нимфея, надпись из Баальбека). На развитии христианской археологии сказался прорыв в изучении античного мира, происшедший после открытия Геркуланума (1711 г.) и Помпей (1748 г.), и рождение метода классической археологии (Иоганн Иоахим Винкельман). Появились первые публикации архитектурных и археологических натурных обследований (Г. Бертоли – Аквилея и Градо; А.Л. Муратори – римские базилики). В 1757 г. папа Бенедикт XIV (1740–1758 гг.) создал отдел христианских древностей Ватиканского музея.

 



 
PR-CY.ru