АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 9

После Первой мировой войны стало возможным исследование остатков императорского дворца. В 1930–1940 гг. один из основателей археологического изучения города (А.М. Шнайдер) открыл церковь св. Евфимии и западную часть собора Святой Софии; важным достижением стало открытие мозаик собора Святой Софии (Т. Уиттмор). В послевоенное время исследования велись как в Стамбуле (храмы на Бычьем форуме, храм св. Полиевкта), так и в Малой Азии (полное изучение комплекса Алахан-монастырь, V в., Британским институтом в Анкаре, Малый Гоф, 1950–1970 гг.). Были созданы труды по топографии Константинополя и византийской архитектуре, составляющие и в настоящее время основу их изучения (Т. Мэтьюс, Краутхаймер, С. Манго, В. Мюллер-Винер, Р. Жанен). А. Грабар начал издание журнала «Археологические записки», возникла «Энциклопедия византийского искусства» (Штутгарт, с 1964 г.), в США сформировались специальные центры по изучению христианских древностей (в Принстонском университете – Индекс христианского искусства, при Гарвардском университете – институт Дамбартон-Окс), в главных музеях мира состоялись международные конференции и выставки («Век духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство III–VII вв.» в музее Метрополитен, 1977 г.). С конца XIX в. зона открытий распространилась на территорию Греции и Балкан. Комплексы базилик и некрополей IV–V вв. были изучены в Фессалонике, Софии, Никополисе-на-Истре (Болгария) и других городах. Решающим для развития христианской археологии в Греции был период массовых раскопок базилик в середине 1920 – 1970 гг. под руководством А. Орланда, Г. Сотириу. К 1929 г. было изучено около 40 базилик, к 1940 гг. – 75, к 1954 г. – около 100, а к началу 1970 гг. – около 300, что позволило приступить к разработке типологии храмов (Ш. Дельвуа, П. Лемерль). Гигантские размеры и роскошь базилик Греции конца IV – начала V вв. в Коринфе, Филиппах, Никополе (Эпир), в Фессалии (Неа-Анхиалос), Македонии (Стоби) представили особый стиль церковной архитектуры, ориентированной на Сирию и западные провинции. Были изучены перестроенные в христианские церкви языческие храмы (Гефеста на агоре, Парфенон и Эрехтейон на акрополе Афин; ротонда-мавзолей императора Галерия в Фессалонике). Христианская археология дала также представление о процессе христианизации Балкан и островов архипелага (Кипр, Лесбос, Делос, Крит) конца IV – середины V вв. Удалось проследить распространение раннего христианства из Средиземноморья на запад (Испания, Португалия), север (Британия, Шотландия, Исландия, Ирландия) и юг (Северная Африка, Египет, Нубия, Эфиопия). В 1960–1980 гг. активизировалось изучение коптских древностей. В Нижнем Египте открыли первые обители конца IV – середины V в. антониевой и пахомиевой традиций, сотни скитов отшельников (Келлии), монастыри пещерного типа (Эсна, VI в.).

 



 
PR-CY.ru