АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 7

Новые подходы позволили христианской археологии перейти к решению общих исторических проблем, таких, как взаимоотношения классического и раннехристианского миров. В XIX в. древности конца III – начала VII вв. были изучены плохо, археологи-классики считали это время эпохой упадка и связывали этот процесс с победой христианства, указывая таким образом на непреодолимость культурного разрыва между язычеством и ранним христианством. После того как переходной эпохой в рамках специальных программ (например, «Изменения в Римском мире: 400–900 гг.» European Science Foundation, 1993–1997 гг.) занялись археологи (Р. Ходжес), историки (П. Браун) и другие учёные, было доказано, что в христианской церкви следует видеть не «могильщика античности», а фактор стабильности, позволивший отсрочить упадок Римской империи и связавший классическое прошлое со средневековым будущим. Одной из важнейших форм развития христианской археологии стали международные конгрессы христианской археологии (Международные конгрессы христианской археологии с 1898 г.). К 1950 гг. были разрешены дискуссионные вопросы о распространении базилик в Италии, воздействии византийской архитектуры и приоритете восточных (иудейских, иранских) или западных (классических) истоков в христианской иконографии. Если первые Международные конгрессы христианской археологии контролировались католической церковью и ограничивались зоной её интересов, то в послевоенный период началось исследование проблем сравнительной истории, объединявших восточный и западный материал (история баптистерия; христиане в доконстантиновскую эпоху; сложение раннехристианского города; роль паломничеств в культуре общества и др.). Христианская археология вышла за рамки определённой конфессии: в Папском институте христианской археологии учатся слушатели разных вероисповеданий, преподавание христианской археологии введено во многих университетах. Среди главных открытий христианской археологии – география и время распространения христианства, его формы и особенности в регионах. Христианская археология доказала, что христианство гораздо шире и глубже вошло в жизнь общества, чем это отражено в письменных источниках. Предметно очерчены три главных этапа развития раннего христианства: выделение материальной культуры христиан из общего эллинистически-римского окружения в конце II – начале IV вв.; переход от поздней Античности к византийскому обществу во второй половине V в. на Востоке и раннему Средневековью V–VII вв. на Западе; конфликт с ранним исламским миром в VII в. В иконографии, эпиграфике, погребальном обряде христианской археологии этого периода отражены такие явления, как монтанизм, донатизм, монофизитство. Во второй половине XX в. возросло количество полевых открытий.

 



 
PR-CY.ru