АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ - Страница 4

Работы продолжились в городах Вегеселе, Гиппоне Регии и др. В Северной Африке археологические находки позволили представить историю распространения христианства в конце II – IV вв., в том числе расцвет и угасание донатизма. Были доказаны длительное существование латиноязычной и грекоязычной христианской культуры, её новый этап развития в византийский период (с 534 г.) и упадок к VII в. Ряд городов просуществовал до IX–XII вв., оказавшись на стыке двух культур – христианской и исламской (Джемила, Сетиф, Тиддис). В настоящее время исследуются причины стремительного распространения в христианской Северной Африке ислама и арабского языка; одной из них считают уничтожение сельских донатистских общин (У. Френд). На рубеже XIX–XX вв. были открыты древности христиан Египта, Нубии и Эфиопии. Внимание привлекли памятники письменности, ткани (например, из раскопок 1880 гг. в Ахмиме), коптские храмы Каира (1890–1910 гг.; А.Дж. Батлер) и древнейшие христианские монастыри (Асуан, Асьют, Бауит, Багават). Русский путешественник Владимир Семёнович Голенищев (1856–1947 гг.) и сотрудник Государственного Эрмитажа Владимир Георгиевич Бок (1851–1899 гг.) начали сбор и атрибуцию коптских древностей; Йозеф Стржиговский (1862–1941 гг.) составил их каталог в Каирском музее. В начале XX в. исследователи приступили к изучению Эфиопии (германская экспедиция Кренкера и Энно Литтманна в 1906 г.); в Нубии при строительстве Асуанской плотины (1910 гг.) англо-американская группа провела систематическую разведку и массовые раскопки некрополей; сводку христианских памятников составил Уго Моннере де Виллар. В первой трети XX в. предметами исследований стали архитектура, иконография и погребения монастырей (например, Вади-эн-Натрун; экспедиции музея Метрополитен под руководством Э. Уайт). Как одна из областей христианской археологии, христианские древности Египта получат особое развитие в 1960–1980 гг. Национальные и конфессиональные научные сообщества соперничали в полевой деятельности. Гордостью французской школы стали работы Шарля Мельхиора де Вогюэ в Сирии и Шарля Симона Клермона-Ганно в Иерусалиме. Важнейшим предприятием австрийской школы христианской археологии стали многолетние раскопки в Эфесе с его «двойной базиликой», пещерой Семи спящих отроков эфесских и мавзолеем над могилой апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Стремление доказать историчность текстов Священного Писания было основой деятельности и английских учёных середины XIX в.: пастор Р. Уиллис создал исследование о храме Гроба Господня в Иерусалиме; У. М. Расей соединил методы исторической географии с археологией на примере евангельского рассказа о странствиях апостола Павла в Малой Азии. Его находки уточнили обстоятельства истории ранней церкви и показали их реальность (эпитафия Аверкия, надгробия Северной Фригии III – начала IV вв.).

 



 
PR-CY.ru