АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Англиканство - Страница 9

До проведения своих идей в жизнь он создал орден лиц, названных им «бедными священниками» (лоллардами), и послал их звать людей к добрым делам. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердия и убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движение против папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий. Обстоятельства, однако, вскоре сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировались от всякого контроля и главную массу своих слушателей находили среди притесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защита равенства скоро стали их отличительными чертами. Они оказались замешанными в крестьянском восстании под предводительством Уотта Тайлера, что скомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того, прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждение в высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной. Освободительные церковные идеи вновь хлынули в Англию только в XVI в., в эпоху М. Лютера, с континента. Но они не успели произвести здесь пожара. Народные массы нужно было ко многому приучить и от многого отучить сверху. Это сказалось на последующей истории англиканской церкви. Она полна поворотами и переменами, приливами и отливами. Чрезвычайно характерна уже позиция первого короля-реформатора Генриха VIII (1509–1547 гг.), второго представителя династии Тюдоров. Генрих занял престол в 19 лет после смерти старшего брата, принца Артура, законного наследника короны Англии. Артур был женат на Екатерине Арагонской, дочери Фердинанда и Изабеллы Испанских. Брак предполагал укрепление связи Англии и Испании. По договору в случае смерти Артура, снедаемого болезнью, его отец – Генрих VII обязан был возвратить невестке приданое и отправить ее на родину. Однако после кончины Артура, чтобы не возвращать крупную сумму, Генрих VII предложил женить на молодой вдове своего другого сына, Генриха. Мадридский дом согласился, и через два месяца после смерти отца король Генрих VIII обручился с Екатериной, которая была на пять лет старше мужа. Вскоре после свадьбы Генрих VIII, подстрекаемый папой Юлием II (1503–1513 гг.), выдвинул свои претензии на территории континентальной Франции (Нормандию, Гиэнь, Анжу и Мэц) и втянулся в войну на стороне Испании. Интриги Мадрида и Рима запутали молодого короля до такой степени, что он метался в поисках надежного союза от одного монарха к другому. В 1514 г. он даже отдал с этой целью свою сестру Марию за французского короля Людовика XII. В борьбе Франции с испанским королем Карлом V, родным братом его жены, Екатерины Арагонской, Генрих VIII соблюдал нейтралитет и имел самые дружеские контакты с французским королем Франциском I. Захлестнувшую Европу в это время ересь Реформации Генрих VIII встретил на стороне папы Льва X (1513–1521 гг.). Однако смерть папы в 1521 г. все круто изменила. Желая иметь Англию в союзниках, льстивый Карл V обещал Генриху VIII содействие в получении папской тиары его представителю, кардиналу Уолси, существенно влиявшему на дела своего короля. На выборах Уолси провалили, и папой стал Климент VII (1523–1534 гг.) из дома Медичи. Коварство Карла V привело к союзу Генриха VIII с Франциском I, разрыву с Австрией и, впоследствии, – к разводу Генриха с Екатериной. Коварный Уолси исподволь внушал Генриху, что брак с женой брата – дело противозаконное, кровосмесительное, напоминал о возрасте уже старевшей королевы. При энергичной поддержке нации Генрих VIII свергает власть папы, но в то же время удерживает старую вероисповедную позицию, остается до конца добрым католиком и даже полемизирует с М. Лютером.

 



 
PR-CY.ru