АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Англиканство - Страница 16

В 1868 г. диссентеры были освобождены от налогов в пользу англиканской церкви. Наконец, в 1871 г. для них были открыты университеты и отменено требование подписывать «39 членов». Название «Англиканская церковь» стало употребляться с 1851 г. В ней существовали общины разного типа. Одни из них ориентировались на восстановление католического учения и ритуала (мессы, почитания Девы Марии и святых). Они получили название Высокая церковь, или англокатолики. Другие общины тяготели к реформационному, евангелическому учению и устройству (Низкая церковь). Высокая и Низкая церкви обозначились в англиканстве уже с конца XVII в. Высокоцерковники – это протестантская церковная аристократия, подчеркивающая типичные особенности англиканства: государственный характер церкви, супрематию короны, привилегии членов церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и древней церковью в богослужении и организации. Это – англиканство в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце XVII в. высокоцерковная партия еще не могла окончательно освободиться от политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов-тори как сторонники авторитета и прав короны и церкви. Низкоцерковники с конца XVII в. вербовались в тех рядах, которые при Стюартах заполнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике она сливалась с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. Они требовали равноправия для диссентеров и склонны были в Библии видеть единственный источник христианства. По мере того, как исключительные привилегии епископальной церкви сокращались, а положение диссентеров улучшалось, очертания церкви сглаживались. Она уменьшилась численно и со второй четверти XIX в. заметно растворилась в партии широкоцерковников, начало которой восходит ко времени появления высоко- и низкоцерковников. Первоначально партия была представлена латитудинаризмом, ее родоначальником может быть назван епископ Бёрнет (конец XVII в.). Роль латитудинаризма – примирительная; его точка зрения отличается широтой, доходящей иногда до индифферентизма. Эти течения в англиканстве сосуществуют в единых церковных организациях, даже в одних и тех же общинах. Англиканству близок идеал «всесторонности», который понимается как «согласие в фундаментальных вопросах при терпимости к приемлемым различиям». По своему строю англиканская церковь является епископальной. Во главе ее стоят два архиепископа – Кентерберийский, примас Англии, и Йоркский, и 32 епископа. Формально они избираются духовенством, но в действительности назначение их на кафедры находится в руках короны, т.е. министерства. С внешней стороны положение англиканской иерархии оставляет желать немногого. Примас Кентерберийский – первый лорд королевства. В верхнюю палату входят также архиепископ Йоркский и 24 епископа. В положении низшего духовенства Англии сохранилось очень много характерных остатков Средневековья. Священники носят названия: rector, vicar, incumbent. Rector ecclesiae священник называется тогда, когда он получает доходы и десятину самостоятельно. Но так как в Средние века приходские места часто зависели или от монастырей, или от частных лиц, то ректорами приходов были именно они; священник же отправлял свои обязанности на положении викариуса за часть доходов. Право патроната принадлежит многим епископам, корпорациям, отдельным мирянам. Оно подлежит наследственной передаче и отчуждению. Если патрон не заботится о замещении вакансии в течение 6-ти месяцев, то право назначения переходит к епископу. Если епископ отказывается допустить представленного кандидата, то патрон переносит дело в митрополичий провинциальный суд Arches Court. Духовенство обычно вербуется из лиц с университетским образованием, окончивших притом богословский колледж. Это дает клирикам возможность говорить с миром на языке мира. Отсюда их близость к пастве и влиятельность. Разносторонне образованные, они способны входить во все интересы пасомых. Может быть, именно поэтому в Англии возможны такие факты, что епископ пишет лучшую историю английской конституции, а премьер-министры упражняются в богословских опытах (например, работа Гладстона о папстве и учебник основного богословия Бальфура). Организационным устройством англиканской церкви и сегодня остается епископат. Англиканское сообщество объединяет несколько церквей, признающих главенство архиепископа Кентерберийского. Они насчитывают около 70 млн. верующих, из которых 25 млн. проживают в Англии; прочие представлены Епископальными церквами Шотландии, Ирландии и Соединенных Штатов Америки (2 млн. 500 тыс.) и прочими. В основном англикане живут в Великобритании, ее бывших колониях и протекторатах. С 1867 г. епископы англиканской церкви собираются каждые десять лет на Ламбетские конференции, а их представители заседают каждые три года в Консультационном совете англиканской церкви. Компромиссный характер англиканской доктрины определил экуменические контакты Англиканской церкви с католиками, протестантами, православными. В 1990 г. синод Англиканской церкви принял решение о введении женского священства, что категорически отрицается католиками и православными. В России (Москва) Англиканская церковь действует с 1993 г. См. также Англиканское содружество, Англокатолицизм.



 
PR-CY.ru