Христианство - Страница 3

О рождестве Иисуса повествует Евангелия от Матфея и от Луки, где рассказывается, как Мария вместе с мужем Иосифом должны были вернуться в Вифлеем для переписи населения, и Иисус появился на свет в пещере, поскольку места в гостинице не нашлось. Пастухи, ведомые ангелом, пришли поклониться Ему, а вслед за ними – волхвы с Востока (т.е. мудрецы). Вторая глава Евангелия от Матфея начинается словами: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке. И звезда, которую видели, шла перед ними… и пришли поклониться Ему». Исследователи в этой фразе видят отражение тех религиозно-философских (теософских) систем, совокупность которых составляет культурно-исторические и религиозно-философские корни христианства. Несмотря на то, что многие из этих систем сформировались в течение первых двух веков нашей эры, когда проходило и становление христианского вероучения, они были порождены тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое было начато персидскими царями, продолжалось македонцами и завершилось римлянами. Евангелие от Матфея далее повествует: «Ирод же, услышав про это, встревожился, и весь Иерусалим с ним. …Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды…» Исследователи говорят, что если оценивать это иносказательно (в жанре апологетики), то в этой фразе можно найти явную конкуренцию не только христианству, но и иудаизму со стороны гностицизма, поскольку он вобрал в себя положительные результаты греческой философии и в этом отношении встал даже выше буддизма. Здесь достаточно указать на то, что абсолютному бытию буддизм даёт только отрицательное определение нирваны, тогда как в гностицизме оно определяется положительно как плерома (полнота). Источниками гностических идей были, с одной стороны, различные языческие религии, а с другой – учения греческих философов. Причём, те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной степени нашли отражение в тех или иных гностических системах, что даёт большой простор различным гипотезам (одна из них принадлежит ориенталисту И.И. Шмидту, который ставил гностицизм в непосредственную связь с буддизмом; он аргументировал это тем, что, во-первых, со времени походов Александра Македонского Передняя Азия, а через неё и весь греко-римский мир сделались доступными влияниям из Индии, которая перестала быть неведомой страной; и, во-вторых, буддизм был последним словом восточной «мудрости» и поныне остаётся самой живучей и влиятельной религией Востока). Сцена Рождества является одним из основных библейских сюжетов и одним из любимых сюжетов для художников. Они обычно помещают её в пещеру, или в «хлев» – т.е. убогую деревянную постройку. Рядом с Младенцем часто изображают быка и осла, упомянутых в апокрифическом «Евангелии детства» (см. Апокрифы), не вошедшем в церковный канон. Евангелие от Матфея далее повествует: «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет… И там был до смерти Ирода, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: «Из Египта воззвал Я Сына Моего». Видный идеолог восточной христианской церкви Иоанн Златоуст (344/354 – 407 гг.) писал позже: «Вавилон и Египет – вот два места, бывшие гнездом всякого нечестия». Эти «гнёзда нечестия» в течение нескольких веков оказывали влияние на христианство через гностицизм, с которым имеет много сходного другая, менее распространённая, чем буддизм, религия мандеев (или сабиев), доныне существующая в Месопотамии и имеющая свои священные (хоть и дошедшие до нас в поздней редакции) книги. Эта религия возникла незадолго до христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью Иоанна Крестителя. Евангелия зафиксировали, что часть иудеев уверовали в Христа, а часть – в Иоанна Крестителя. Уверовавшие в Иоанна и были мандеями (мандейцами), остатки общин которых до сих сохранились на юге Ирака (их адепты есть и в современной России). Они почитали и почитают за Мессию именно Иоанна Предтечу, а Христа порицают за то, что Тот якобы предал своего наставника Иоанна. В древней книге «Сидра-де-Яхья» Иоанн Креститель назван истинным пророком, а Иисус – ложным. Исторически же доказано, что ещё при жизни Предтечи часть его учеников (в частности, апостол Андрей) признали Иисуса в качестве подлинного Мессии, а другая часть продолжали считать таковым Иоанна; после смерти Крестителя антагонизм между последователями Иисуса и Иоанна только усугублялся. Когда же христианская церковь стала доминировать, мандеи были вынуждены уйти в глубокое подполье. Но даже гонимые, они доставляли немало хлопот ортодоксальному христианству, о чём и писал Иоанн Златоуст, называя их «гнездом нечестия». Догматическое содержание мандейских книг (насколько это можно понять) заставляет видеть в этой религии прототип гностицизма. Само арамейское слово «манда», от которого она получила название, означает по-халдейски то же, что и греческое слово «гносис» («познание»).

 



 
PR-CY.ru