Христианство - Страница 102

В течение пяти лет после кончины христианина ведётся сбор доказательств христианских добродетелей и совершения чудес до или после смерти святого (исцеления, ниспослание видений и т.п.). Затем производится оценка свидетельств, завершающаяся в католической церкви беатификацией (признанием христианина «блаженным»), первым этапом к официальному признанию святости. Новые чудеса, совершаемые заступничеством блаженного, позволяют начать процесс его канонизации. Всего насчитывается около 4 тыс. святых, в том числе мучеников, четверть из которых – женщины (один только Иоанн-Павел II (1978–2005 гг.) канонизировал 270 святых и провозгласил 809 блаженных). Святым покровителем называют святого, который считается защитником определённой территории (прихода, страны, континента). Так, св. Бенедикт считается покровителем Европы или категории лиц (братства, религиозной конгрегации или профессиональной корпорации, больных и т.п.). Святым покровителем является также святой, имя которого человек получает при крещении. Самым могущественным покровителем христиан считается Богородица. Это благоговение естественно и объяснимо, т.к. Дева Мария участвует во всех важнейших событиях жизни Иисуса Христа. Её культ включает почитание Девы Марии в качестве Богородицы, обращение с мольбой к Ней как могущественной заступнице перед Сыном и подражание Ей, т.к. Её жизнь, «исполненная благодати», является образцом для всех христиан. Содержание культа Богоматери изменялось на протяжении веков. Её культ известен со времени раннего христианства, начиная с древнейшего изображения Мадонны с Младенцем на стене арколосия в катакомбах Присциллы в Риме (III в.). Особую интенсивность в католической церкви он приобрёл в XIX и XX вв. В 1854 г. буллой о непорочном зачатии был установлен догмат, в соответствии с которым Дева Мария признавалась свободной от первородного греха. В 1942 г. была выпущена энциклика «Безгрешное сердце Марии» папы Пия XII (1939–1958 гг.). В 1950 г. был установлен догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. В 1954 г. праздновался богородичный год. Второй Ватиканский собор был вынужден даже принять несколько постановлений против крайностей и эмоциональных перехлёстов, точно определив направление, которое должен принять этот культ, включением почитания Марии в таинство Воплощения Слова Божьего. В традиционной католической формуле «от Иисуса через Марию» содержится идея, что всё сопричастно Христу, включая и Марию, которая есть образ церкви, дающей верующим тело и кровь Христа, как Мария дала людям в человеческом образе Сына Божьего. Некоторые освободительные движения в латинской Америке видят в Марии покровительницу своей борьбы. Наиболее распространённая молитва к Богоматери («Ave Maria», или «Богородица, Дево, радуйся») состоит из двух частей: древнейшая часть повторяет приветственные слова Архангела, возвестившего Марии, что Она станет матерью Спасителя, и слова, обращённые им к Её сестре Елизавете. Вторая часть, добавленная церковью, датируется XII в. Весь текст в целом утверждён папой Пием V (1566–1572 гг.): «Радуйся, Мария, благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь». В православии употребляется иная форма молитвы: «Пресвятая Богородица, помилуй нас, грешных!» Утверждает догму о сообществе святых, соединяющих живущих верующих со святыми и мучениками всех времён День Всех Святых. За всех усопших церковь молится в день поминовения. К этим памятным дням следует прибавить праздники, специально посвящённые Богоматери: Сретенье (Очищение Богоматери), через 40 дней после Рождества; Благовещенье, Посещение Девой Марией Елизаветы, в память о посещении Марией Своей сестры; Рождество Богородицы, за которым следует Введение во Храм, в память о введении Марии Её родителями в Иерусалимский храм. Догмат о непорочном зачатии, провозглашённый в 1854 г. папой Пием IX (1846–1878 гг.), празднуется католической церковью 8 декабря. Главным богородичным праздником остаётся Успение, отмечаемое в день, когда церковь вспоминает о том, как, «завершив земной путь, непорочная Дева была вознесена на небо телом и душой, в небесной славе». Восточные церкви всегда проявляли особую осторожность в отношении слишком определённых догматических формулировок. Этим объясняется полемика об исхождении Святого Духа (или спор о «филиокве»), закончившаяся расколом церкви; затем отказ признать догмат о непорочном зачатии Девы Марии, провозглашённый папой Пием IX, и, наконец, колебания относительно догмата о телесном вознесении Богоматери, провозглашённого в 1950 г. Догмат – это пережитый опыт. В этих церквах вероучение и духовность тесно связаны с личным опытом переживания христианских таинств и догматов. Например, главный догмат о Троице, утверждающий Её абсолютную экстерриториальность – трансцендентность, и личный характер Бога представляет собой не просто совокупность богословских положений, но является также результатом личного опыта, доступного каждому. Догмат не устанавливается как внешний объект, в который надлежит веровать для достижения спасения, но представляет открытую каждому верующему возможность преобразить себя посредством благочестивой жизни.



 
PR-CY.ru