Тема 10. Взаимоотношения Церкви и государства в России в XVIII–XX вв. - Страница 29

Летом 1994 г. при Правительстве РФ была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений, в задачу которой входило информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями. Как следствие – организация в федеральных министерствах и ведомствах соответствующих организационно-управленческих структур, которые должны были претворить в жизнь решения этой Комиссии. Полезность такого сотрудничества органов власти с религиозными организациями не вызывала сомнения, если оно не ограничивалось взаимодействием только с РПЦ. Однако более сложным оказался неизбежный процесс включения религиозных организаций непосредственно в сферу деятельности таких институтов государства, как министерства, поскольку заявленная в Конституции светскость государства к ним напрямую не относилась. В результате возникла так называемая «ползучая клерикализация» отдельных направлений деятельности этих органов государства, какими бы доводами она ни оправдывалась. В конечном счете, она была направлена и против общества, и против государства.

Наряду с законодательством, практика отношений государства и религиозных объединений выработала такую форму, как специальные соглашения, протоколы о сотрудничестве и т.п. При реализации соглашений принимались во внимание также канонические правила и Положения Гражданских уставов церковных учреждений Русской Православной Церкви. Таким образом, можно констатировать, что в сфере сохранения, пропаганды и использования духовных ценностей накоплен определенный позитивный опыт, который имеет тенденцию к углублению.

Вместе с тем нельзя не видеть и известных «болевых» точек, в том числе таковыми следует считать, прежде всего, неоднозначно оцениваемые обществом факты передачи религиозным объединениям движимых и недвижимых культовых памятников, их восстановление и реставрацию. За эти годы различным конфессиям, прежде всего Русской Православной Церкви, переданы десятки тысяч зданий и их комплексов, предметов старины, в том числе из основного Музейного фонда страны.

Именно здесь находится «узел проблем», поскольку складывающаяся практика противоречит всенародно принятой в 1993 г. Конституции РФ, которая объявляет культурное наследие общенародным достоянием, гарантирует возможность приобщения к ценностям культуры каждому гражданину, независимо от его социального положения, места проживания, пола, расы, религиозных и иных убеждений.

Однозначно оценить этот вопрос не представляется возможным, поскольку передача ценностей культуры, давно вошедших в духовную жизнь всего общества, есть, с одной стороны, реализация Закона о свободе совести и свободе вероисповедания, но с другой – препятствие на пути к удовлетворению права людей, конфессионально не ориентированных или исповедующих нетрадиционную религию, или не исповедующих никакой религии, на пользование достижениями культуры и искусства.

 



 
PR-CY.ru