Тема 10. Взаимоотношения Церкви и государства в России в XVIII–XX вв. - Страница 24

Ситуация стала меняться лишь после встречи Горбачева с патриархом Пименом и другими членами Синода в апреле 1988 г. Церковь получила право свободной богослужебной, миссионерской, духовно-просветительской, благотворительной и издательской деятельности. Священнослужители были допущены в учебные заведения, в средства массовой информации и в места заключения. На государственном уровне было отпраздновано 1000-летие Крещения Руси. Однако принятые меры по либерализации вероисповедной политики воспринимались в обществе как вынужденные. Государственная власть не имела четкого понимания подходов к реформированию системы государственно-вероисповедных отношений в радикально меняющейся стране. Бессистемные действия в религиозной политике уже не смогли добавить популярность партийно-советскому руководству и предотвратить крах коммунистического режима.

События 1991 г. создали принципиально новую политическую ситуацию, поставив задачу формирования качественно иной модели государственно-вероисповедных отношений, учитывающей принципы религиозной свободы, но основанной при этом на российских цивилизационных традициях.

6. Вероисповедная политика в постсоветской России.

Курс «перестройки», объявленный М. Горбачевым весной 1985 г., предполагал изменение религиозной ситуации в стране в сторону ее демократизации, однако возможности были упущены. Объясняется это не только ортодоксальными партийными взглядами на религиозные проблемы, свойственные самому Горбачеву, но и ожесточенной борьбой партийной элиты по поводу общего курса реформ. Как всегда, преобразование государственно-конфессиональных отношений казалось делом второстепенным. Процесс демократизации в этой сфере шел с явным опозданием по сравнению с другими областями общественной жизни. Первоначальные шаги были сделаны в 1985–1986 гг., но авторы законопроектов не шли дальше предложений об устранении наиболее жестких регламентаций деятельности религиозных организаций и объединений, призывая к «возвращению к ленинским принципам отношения к религии и Церкви», к их «развитию» с учетом общественно-политической ситуации в стране, хотя сам призыв к «возвращению» уже был вызовом принятым на тот момент партийно-номенклатурным взглядам на содержание «церковной политики» государства, поскольку он означал возвращение к более либеральному «религиозному законодательству» и практике государственных структур, существовавшей до конца 1920-х гг.

В партийно-государственных структурах РСФСР необходимость изменения политики в сфере свободы совести осознавалось в полной мере, поэтому в 1987 г. Совет Министров СССР принял решение об образовании собственного Совета по делам религий. И хотя в РСФСР празднование 1000-летия Крещения Руси оказало положительное воздействие на взаимоотношения государства и религиозных объединений (возросло число зарегистрированных обществ, количество культовых и иных зданий, переданных верующим), все же синдром запретительства господствовал среди работников местных органов власти. Да и республиканский Совет по делам религий не был последовательным, что давало возможность критиковать его работу представителям различных религиозных организаций, а также зарегистрированных религиозно-общественных движений и партий.

 



 
PR-CY.ru