ИЕРИХОН - Страница 2

«Сыны пророков» предсказали вознесение пророка Илии и то, что потом сыны пророков определили как «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2:15). На равнинах Иерихонских вавилонский царь Навуходоносор разбил войско царя Седекии (4 Цар. 25:5). После возвращения из вавилонского плена жители Иерихона (1 Езд. 2:34) помогали в восстановлении стен Иерусалима (Неем. 3:2). Иерихон неоднократно упомянут в более поздних, неканонических книгах (Сир. 24:15. ср.: 1 Макк. 9:50; 2 Макк. 12:15 и др.). В Новом Завете упоминается редко, но ясно, что Иисус Христос посещал его неоднократно (Мф. 20:29; Мк. 10:46; Лк. 18:35; 19:1), т.к. через Иерихон проходила единственная дорога из Галилеи в Иудею. О дороге из Иерусалима в Иерихон по пустыне Иерихонской говорится в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:30–37). По пути в Иерусалим Иисус Христос исцелил здесь слепых (Мф. 20:30–34), обрёл нового ученика мытаря Закхея, наставлял апостолов правилам общинной жизни. Археологические памятники древнейшего Иерихона имеют существенное значение для истории всего человечества. Необходимость проведения здесь археологических исследований стала ясной уже в XIX в. (первые раскопки проведены Чарльзом Уорреном в 1868 г.); в 1907–1909 гг. в Иерихоне работала австро-германская экспедиция (Эрнст Франц Макс Зеллин, Карл Ватцингер); более системные раскопки вёл Джон Гарстанг (1930–1936 гг.), который достиг древнейших слоёв; в 1952–1958 гг., Кэтлин Мэри Кеньон сделала главные открытия. Небольшие раскопки проводились в конце 1990 гг. итальянской научной экспедицией. В результате археологических исследований было установлено, что поселение на месте библейского Иерихона возникло за 11–10 тыс. лет до н.э., в эпоху мезолита. К этому периоду относят прямоугольное сооружение (6,5х3,5 м), обнаруженное у основания холма, рядом с источником. Оно ограждено каменной стеной и столбами. Эту постройку, включающую тщательно очищенную платформу, исследователи интерпретируют как святилище и связывают с ним мощные слои сезонного обживания (лагеря охотников?) так называемой натуфийской культуры каменного века. Слои эпохи докерамического неолита (8500–6000 гг. до н.э., в общей сложности около 10 м толщиной) показывают процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и началу городской цивилизации. Уже на первом этапе этого периода площадь поселения была более 2,5 га, а число жителей исследователи оценивают в 1–2 тыс. человек. Они жили в круглых и овальных домах (диаметр 4–6 м) из необожжённого кирпича плоско-выпуклой формы или из камня; дома крыли тростником, крышу обмазывали глиной. Посёлок окружала стена (по мнению исследователей, дамба для защиты от горных селей, обычных здесь в сезон зимних дождей) длиной около 600 м и толщиной более 2 м из крупных необработанных камней, к ней изнутри была пристроена круглая каменная башня диаметром 9 м (сохранилась на высоту до 8,2 м!), на крышу которой вела крутая внутренняя лестница (20 ступеней).

 



 
PR-CY.ru