АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - Страница 4

Это – договоры, царские надписи (посвятительные, строительные и др.), печати. Интерес для исследователей представляют договоры из города Сафира между царём Арпада и царём города КТК, которые наряду с вассальными договорами Асархаддона и хеттскими договорами исследователи рассматривают как сравнительный материал для исследования «Второзакония»: принимаемые обязательства имеют значение не только для договаривающихся сторон, но и для их потомков (ср.: Втор. 29:14); употребление при обращении к сторонам то ед., то мн. ч. (Втор. 6:7–9 и 11:18–20; 12:1–12 и 12:13–25) находит параллель и в договорах из города Сафира; договоры снабжены пространными проклятиями тем, кто нарушит их (ср.: Втор. 28:16–46). Царские надписи на раннеарамейском документируют историю арамейских государств, имевших разнообразные, в том числе и военные, контакты с Иудейским и Израильским царствами. Одна из них сделана по заказу Бархадада, «царя Арама»; ни содержание надписи, ни палеографические данные не дают исследователям возможности установить, идёт ли речь о Венададе (Бархададе) I (Третья Царств 15:18) или о Венададе (Бархададе) II (Четвёртая Царств 6:24; 8:7 сл.). Некоторые арамейские надписи этого периода найдены в Палестине (Эн-Гев, Дан), что, как полагают исследователи, подтверждает сообщения Библии об арамейской оккупации территорий Северного царства в IX в. до н.э. (Третья Царств 15:20; Четвёртая Царств 13:22–23). Для истории пророчества в древней Сирии и Палестине интерес для исследователей представляют надпись из Дейр-Алла (долина Иордана) и стела Закира, царя города Хамат (найдена в Афисе, в 45 км от Халеба, Сирия). Найденные в 1993 и 1995 гг. в Дане фрагменты арамейской надписи на каменной стеле, сделанной, как полагают исследователи, по заказу арамейского правителя, поклонявшегося богу Хададу и воевавшего с Израилем, датируются IX в. до н.э. По интерпретации Авраама Бирана и Д. Наве, стела сделана Азаилом, известным из Библии царём Дамаска (Вторая Царств 8:7–15). Заслуживает внимания исследователей (если интерпретация надписи верна) единственное упоминание имени царя Давида в эпиграфике библейского периода: в одной из строчек надписи содержатся знаки, интерпретируемые как «дом [династия?] Давида». Гораздо больший интерес для исследователей представляет неоднократное употребление так называемого «перевёрнутого» имперфекта, долгое время считавшегося уникальной особенностью ветхозаветной повествовательной прозы. Благодаря активной завоевательной политике Нововавилонской и Ахеменидской империй арамейский язык в этот период распространился от Верхнего Египта до Индии и от Малой Азии до Аравийского полуострова. Сохранившиеся документы представляют собой, в основном, официальные и частные письма, правовые и хозяйственные документы, фрагменты литературных произведений. Отдельные монументальные надписи на камне найдены в Египте, Аравии и в Малой Азии. Большая часть документов обнаружена в Египте, где климатические условия способствуют сохранности папируса и кожи. Для библейской истории наибольший интерес представляют папирусы из Элефантины – архив еврейского военного гарнизона: акты о купле-продаже; брачные контракты; письма, предназначенные для отправки официальным лицам в Иерусалим; литературные тексты («Речения Ахикара» и фрагмент повести (о) Бар-Пунеш).

 



 
PR-CY.ru