АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК - Страница 3

На протяжении XX в. в распоряжение лингвистов поступали новые тексты на арамейском языке, публикация и интерпретация которых вносила коррективы в представления о языковой ситуации в Палестине того времени: палестинские таргумы из каирской генизы (найдены в 1890 г., полностью изданы только в 1986 г.), арамецские тексты из Кумрана и других мест в районе Мёртвого моря, «Таргум Неофити» (найден в библиотеке Ватикана в 1956 г.), эпиграфический материал из Палестины и множество документов, обнаруженных за пределами Палестины. К. Байер подвёл некоторые итоги и сделал оригинальные выводы о диалектном членении арамейского языка. Он собрал в одном томе (1984 г.) все известные арамейские тексты, написанные в Палестине со II в. до н.э. по VII в. н.э., снабдил их комментариями, словарём и грамматикой. К. Байер утверждал, что разговорным для Иисуса был галилейский арамейский, о котором наилучшее представление, по его мнению, дают пословицы и фольклорные истории, сохранившиеся в Иерусалимском Талмуде и в палестинских мидрашах. Что же касается новозаветного арамейского, то он отражает арамейский диалект Иудеи (таким образом, подтверждается представление о том, что греко-язычный мир воспринял предание об Иисусе через Иерусалим). В вышедшей в 1999 г. работе священник Леонид Грилихес приходит к выводу о существовании еврейского протографа Евангелия от Матфея, который лёг в основу устной арамейской проповеди апостола Петра, переведённой, в свою очередь, на греческий язык апостолом Марком. Среди других семитских языков, в частности, среди языков северо-западной группы, арамейский язык выделяется следующими чертами: по составу согласных фонем так называемый классический арамейский отличается от древнееврейского отсутствием « » и иным происхождением некоторых согласных; редуцирование безударного краткого гласного в открытом слоге – «он написал»; определённое состояние имени выражается артиклем, присоединяемым к концу слова: – «царь», – «этот царь»; имена мужского и женского рода во мн. ч. имеют разное окончание; притяжательный, глагольный и местоименный суффикс первого лица мн. ч. и т д. Существует несколько вариантов классификации арамейского языка, различия между которыми, в основном, сводятся к тому, что понимать под «средним арамейским», и как делить на диалекты иудейско-палестинский арамейский (в широком смысле) на рубеже эр. Таким образом, выделяются следующие периоды в истории арамейского языка: раннеарамейский (IX–VI вв. до н.э.), имперский (официальный) арамейский (VI в. – около 200 г. до н.э.), средний арамейский (до около 250 г. н.э.), поздний арамейский (до около 1200 г. н.э.), современный арамейский (до настоящего времени). Понятие «староарамейский» включает раннеарамейский, имперский арамейский, библейский арамейский (как правило, его относят к имперскому), кумранский арамейский и язык арамейской эпиграфики эллинистического периода (оба являются частью среднего арамейского). Раннеарамейский (или древний арамейский язык) представлен исключительно эпиграфическими документами, свидетельствующими о бытовании арамейского как официального языка первых арамейских государств (Арпада, Гузаны, Дамаска, Самаля, Халеба, Хамата).

 



 
PR-CY.ru