АБУ ‘АБДУЛЛАХ МУХАММАД ибн Идрис аш-Шафи‘и - Страница 6

Данное положение направлено, скорее, против ханафитов, которые полагались на «независимое суждение» (ар-рай) и «предпочтительное решение» (истихан). Он утверждал, что вынося правовое решение на основании собственных суждений, человек берёт на себя функции Бога и Пророка, которые являются единственными законодателями. Кроме «Ар-Рисаля» сохранились ещё два сочинения по усуль аль-фикху, но им уделяется меньше внимание, чем они заслуживают. Это – книги «Ибталь аль-истихсан» и «Джима аль-ильм». После смерти аш-Шафии правоведы были обязаны выносить правовые решения, ссылаясь на правовую теорию, которая стала ещё более сложной. Мухаммад аш-Шафии получил своё образование у двух великих правоведов Мухаммада аш-Шайбани и Малика ибн Анаса, стал блестящим знатоком ханафитского и маликитского фикха. В возрасте около 35 лет аш-Шафии выступил как независимый муджтахид в Багдаде и Мекке. Он использовал в своих трудах положения обеих школ и попытался максимально сблизить их положения, разработав вместе с этим и свою методику. Вернувшись в Мекку после своей первой поездки в Багдад, аш-Шафии детально сопоставил и проанализировал методологические положения маликитской и ханафитской школы. В результате этого анализа он написал два сочинения: «Хуляфу аль-Малик» – книга, в которой даны предпочтения одним положениям и критика других положений маликитского мазхаба; «Хуляфу аль-Ираклиййин» – книга, в которой даны предпочтения одним положениям и критика других положений ханафитского мазхаба. В отношении произведений по фикху среди биографов есть большие разногласия. Так же, как в области усуль аль-фикха, существуют два различных периода в деятельности аш-Шафии. Первый этап проходил в Хиджазе и Ираке, завершившись написанием сочинения «Аль-Худжа», записанного в Багдаде Абу-ль-Хасаном аз-Зафарани (данная работа не сохранилась). «Новая доктрина» (аль-джадид) была разработана в Египте в последние годы жизни аш-Шафии. В Египте были написаны: «Аль-Умм» – семитомный труд; «Ахкам аль-Куран» – труд, посвящённый юридическим положениям, взятых из Корана. Находясь в Египте, Мухаммад аш-Шафии обнаружил новые хадисы по вопросам права и пересмотрел многие свои прежние взгляды. Его взгляды оказали сильное влияние на всю дальнейшую разработку вопросов фикха. За короткое время шафиитский мазхаб собрал большое число последователей. На сегодняшний день он занимает второе место в мире по распространенности после ханафитского мазхаба, имея около 100 млн. приверженцев. В области хадисоведения Мухаммад аш-Шафии написал сборник хадисов под названием «Муснад аль-имам аш-Шафии», а также сочинение о сопоставлении хадисов «Ихтиляф аль-хадис». Сам он был объектом многочисленных критических замечаний маликитов и ханбалитов. Его критиковали по следующим причинам: он не был надёжным передатчиком хадисов (ни аль-Бухари, ни другие мухаддисы, не записывали переданные им хадисы в свои сборники); некоторые положения его фикха основываются на сомнительных хадисах, хотя разработанная им же теория была строгой к хадисам; среди его учителей были неприемлемые передатчики (Ибрахим ибн Абу Яхья и др.).



 
PR-CY.ru