АБУ ‘АБДУЛЛАХ МУХАММАД ибн Идрис аш-Шафи‘и

АБУ ‘АБДУЛЛАХ МУХАММАД ибн Идрис аш-Шафи‘и (767–820 гг.) – исламский учёный-богослов, правовед, хадисовед и третий из четырёх имамов суннитских школ. Основатель и эпоним шафиитского мазхаба. Играл важную роль в формировании мусульманской правовой мысли, внёс основной вклад в религиозно-правовую методологию в отношении использования преданий. Его книга «Ар-Рисаля», написанная в течение последних пяти лет его жизни, даёт ему право называться «отцом мусульманской юриспруденции». Его полное имя: Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн аль-‘Аббас ибн Усман ибн Шафи‘ ибн ас-Саиб ибн ‘Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн аль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф аль-Мутталиби аль-Кураши. Родился в год смерти имама Абу Ханифы (767 г.). Относительно места его рождения у биографов есть разногласия. Некоторые биографы считают, что Мухаммад аш-Шафии родился в палестинско городе Аскаляне (Ашкелон), или в Йемене, или в долине Мина вблизи Мекки. Однако большинство источников сходится на том, что он родился в городе Газа, который находится в южной части Палестины. Отец Мухаммада был военачальником из рода курейшитов и умер, когда тот был ещё младенцем. Родословная аш-Шафии по отцовской линии восходит к аль-Муталлибу, который был братом Хашима (прадед пророка Мухеммеда). Его мать была, по разным источникам, либо из йеменского племени азд, либо из рода Алидов. Сам имам аш-Шафии часто говорил: «Али ибн Абу Талиб сын моего дяди и сын моей тёти со стороны матери». Родословная имама всегда упоминалось в связи с различными хадисами о курайшитах, с целью подчеркнуть превосходство аш-Шафии над другими имамами мазхабов. Его часто считают «обновителем» (муджаддид) II в. Хиджры, который, согласно хадису пророка Мухаммеда, отправляется Богом «в начале каждого века». В возрасте двух лет мать аш-Шафии перевезла его из Аскаляна к знатным родственникам отца в Мекку. Согласно источнику, утверждающему, что аш-Шафии родился в Йемене, переезд в Мекку состоялся в десятилетнем возрасте. Причиной для переезда, скорее всего, стало отсутствие средств к существованию. В Мекке он оказался в среде выдающихся учёных-богословов, знатоков языка, хадисов и исламского права (фикх), к числу которых относились, например, его дядя Мухаммад ибн Шафии, Суфьян ибн Уяйна (ум. 811 г.) и Муслим аз-Занджи (ум. 796 г.), о котором исследователям известно только того, что он был муфтием города. Около десяти лет он проживал в кочевом племени хузайль, которое славилось красноречием. Имам аш-Шафии говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени хузайль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию». Наряду с изучением религии Мухаммад аш-Шафии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Он был отличным лучником, мог «попадать в цель десять раз из десяти», и даже сочинил трактат о стрельбе из лука. С раннего детства аш-Шафии разрывался между мирской деятельностью и «стремлением к знаниям» («таляб аль-ильм»).

 



 
PR-CY.ru