ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 14

Житийные иконы некоторых местных святых единичны, например, иконы рубежа XVII и XVIII вв. «Преподобный Иринарх Затворник, с житием» из Борисоглебского на Устье монастыря Ярославской области и «Преподобный Пётр, царевич Ордынский, с житием» из Петровского монастыря в Ростове (обе – в музее-заповеднике «Ростовский кремль»), икона из города Кемь «Святитель Николай Чудотворец и преподобный Александр Ошевенский» с 16 клеймами жития преподобного Александра (вторая половина XVII в., Музей изобразительных искусств Республики Карелия). Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Например, Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности, костромича Гурия Никитина. В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры исследователи встречают в работах царских изографов Оружейной палаты 1690 гг., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи середины XVIII в. («Святитель Николай Чудотворец», конец XVII в., в раме с житием 1761 г. из Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»). С последней трети XVIII в. этот композиционный приём встречается у провинциальных мастеров: «Апостол Лука, с житием» (последняя треть XVIII в., частное собрание), «Преподобный Нил Столобенский, с житием» из церкви святого Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни близ Вологды (1771 г., Вологодский областной краеведческий музей). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие чёткой последовательности их прочтения. В Новое время житийные иконы как с традиционным, так и со свободным размещением сюжетов стали писать гораздо больше. Преобладали небольшие образы, являвшиеся предметами личного благочестия. Наметилась тенденция к сокращению житийных клейм до минимума, например, до четырёх, как на иконе «Святой Александр Невский, с житием» (XIX в., частное собрание), иногда до двух, представлявших главные деяния святого. Особенностью житийных икон этого периода стало расширение их тематики – иллюстрирование Житий святых, почитание которых не было широко распространено, как правило, такие иконы создавали для частных заказчиков. Особенно много патрональных икон писали в сёлах Владимирской губернии, снабжавших иконописной продукцией всю Россию: «Святитель Сильвестр, папа Римский, с житием», «Праведная Елисавета, с житием», «Праведный Симеон Богоприимец, с житием» (частное собрание). В XVIII в. в житийных иконах святителя Николая Чудотворца исследователи встречают сюжет «Чудо о трёх отроках, иссеченных на части», литературная основа которого была заимствована из западноевропейских традиций.

 



 
PR-CY.ru