ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 11

Для новгородских храмов в качестве местных образов в XVI в. были написаны иконы с подробными повествовательными циклами: «Апостолы Пётр и Павел, с деяниями» из церкви Петра и Павла в Кожевниках (около 1558 г., Новгородский областной музей-заповедник), «Рождество Богоматери, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» из собора Рождества Богоматери Антониева монастыря (около 1560 г., Новгородский областной музей-заповедник). Среди новгородских житийных икон Николая Чудотворца исследователи отмечают икону «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский), с житием» из города Боровичи (конец XVI в., Новгородский областной музей-заповедник), некоторые клейма которой, например, «Явление святителю Николаю Святого Духа», не известны по другим памятникам, а распространённые сюжеты («Перенесение мощей в Бари») оригинальны по исполнению. Псковские мастера создали галереи житийных образов святых жён, среди которых – редкая икона «Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» из Варваринской церкви (первая половина XVI в., Новгородский областной музей-заповедник). Псковские житийные иконы святителя Николая своеобразны в отдельных мотивах, выборе сюжетов и в художественном решении. На двух иконах (из церкви святителя Николая с Усохи, 1540 гг., Русский музей, и вторая половина XVI в., Псковский историко-архитектурный музей) присутствует клеймо «Видение агнца Нонне, матери святителю Николая», литературная основа которого неизвестна по текстам Житий и чудес святителя. В искусстве Ярославля XVI в. помимо житийных икон почитавшихся на Руси святых разрабатывалась иконография Ярославских чудотворцев: икона из церкви Ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле «Святые князья Феодор, Давид и Константин, с житием» в 36 клеймах (Ярославский музей-заповедник, 1560 гг.). В XVI–XVII вв. для многих обителей создавались иконы их небесных покровителей и основателей, чьи мощи почивали в храмах. К числу крупных заказчиков принадлежал Соловецкий монастырь, для которого житийные иконы преподобных Зосимы и Савватия писали в Москве, Великом Новгороде: «Богоматерь, с предстоящими Зосимой, Савватием и братией монастыря и с житием Зосимы и Савватия», «Святые Зосима и Савватий, с житием» (обе 1545 г., музеи Московского Кремля). Если житийные иконы Соловецких чудотворцев получили широкое распространение по всей стране (например, икона «Святые Зосима и Савватий, с житием» из церкви Святой Троицы в Нёноксе, вторая половина XVII в., Архангельский музей изобразительных искусств), то житийные иконы чтимых основателей других монастырей были известны, главным образом, в стенах их обителей: «Святой Стефан Махрищский, с житием» из Стефанова Махрищского монастыря (третья четверть XVII в., Государственный музей «Александрова слобода»), рама с клеймами Жития преподобного Иосифа Волоцкого из Иосифова Волоколамского монастыря (около 1697 г., музей Андрея Рублёва). С последней трети XVI в. наряду с большими по размеру житийными иконами исследователям известны небольшие, предназначенные для аналоя или домашнего обихода, как правило, соимённые заказчику или особо почитавшиеся им, например, «Святой Артемий, в житии» из Троице-Сергиева монастыря (последняя треть XVI в.), «Преподобный Герасим Иорданский, в житии» из собрания Павла Михайловича Третьякова (вторая половина XVII в.; обе – в Третьяковской галерее).

 



 
PR-CY.ru