ЖИТИЙНАЯ ИКОНА

ЖИТИЙНАЯ ИКОНА – название иконописного произведения, где помимо изображения святого в среднике присутствуют композиции, иллюстрирующие события его Жития, деяния и чудеса. Исследователям неизвестно, когда была написана первая житийная икона. По мнению исследователей, её появлению предшествовало изображение житийных сцен на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. По мнению Н. Шевченко, в иконописи был разработан самостоятельный житийный цикл, более развёрнутый, чем в монументальной живописи. В сочинениях св. отцов встречаются высказывания об иконах, трактуемые как описание житийных образов, например: «Живописец, изобразив на иконе доблестные подвиги мученика…, всё это искусно начертав нам красками, как бы в какой изъяснительной книге ясно рассказал подвиги мученика». В византийском искусстве исследователям известны разные принципы расположения житийных сцен. Традиционно на житийной иконе чтение сюжетов, помещённых вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, затем попеременно слева направо на боковых полях и заканчивается в правом углу нижнего поля. Когда последовательность изложения может быть нарушена, «прочитать» изображение и понять причину отступления от канона помогают тексты. Сюжеты житийных икон обильно черпались из разных источников, главным образом, из различных версий Житий святых, как канонических, так и апокрифических; их события в живописных циклах некоторых святых иногда излагались вместе. В качестве источника для житийных икон Николая Чудотворца активно привлекались разновременные тексты посмертных чудес святителя. Согласно постановлению седьмого Вселенского собора, разработавшего догмат об иконопочитании, неотъемлемой принадлежностью иконы является надписание имени святого, устанавливающее тождество между изображением и его прототипом. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо житийной иконы. В ранних памятниках они лаконичны; с увеличением повествования надписи становятся более содержательными. Если на житийной иконе XIV–XV вв. в сюжете исцеления больного надпись краткая, то в более поздних памятниках могут быть указаны имя исцелённого и его недуг. В настоящее время среди сохранившихся житийных икон одной из древнейших исследователи считают больших размеров кипрскую икону «Великомученица Марина, с житием» (106х62 см) из церкви великомученицы Марины (Византийский музей культурного центра имени архиепископа Макариоса, Никосия). В среднике великомученица Марина изображена в позе оранты; клейма сохранились лишь на левом поле. Атрибуция иконы затруднена вследствие плохого состояния красочного слоя: по мнению А. Папагеоргиу, она стилистически близка к синайским памятникам VIII–IX вв. К XI в. восходит фрагмент триптиха с изображением Богоматери из «Благовещения» и двумя сценами из Жития Николая Чудотворца (сюжеты рукоположения) из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Из того же собрания происходит уникальный эпистилий второй – третьей четверти XII в. «Чудеса св. Евстратия», где на двух досках представлено 11 сюжетов; смысловой центр эпистилия – трёхфигурный Деисус.

 



 
PR-CY.ru