ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 12

Особый вид представляли складни и кузова, на створках и киотах которых иллюстрировалось Житие святого: створки складня с житием св. Григория Армянского (вторая половина XVII в., Кировский художественный музей), складень с житием святых великомученика Георгия и Димитрия на полях кузова и с Акафистом Богоматери на створках из собрания Павла Дмитриевича Корина (вторая половина XVII в., Третьяковская галерея). Каждая эпоха вносила в житийную икону новые темы и композиционные решения. В конце XVI в. особый интерес к подробному иллюстрированию житийных текстов характерен для строгановских мастеров. Клейма часто имели арочные завершения, напоминавшие оформление киотов. Мелочное письмо сопровождалось подробным текстом. Нередко святой в среднике был обращён в молении к Спасителю или Богоматери. У его ног могли изображать его атрибуты, например, колчан со стрелами у воинов. Ярким примером новаторских тенденций в композиционном решении служит икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием и со сценами Сказания о Куликовской битве» из церкви Святой Троицы в Ярославле (конец XVI в., Ярославский художественный музей), сочетающая сюжеты Жития прподобного Сергия, изображения Куликовской битвы и осады монастыря в Смутное время. Следующие друг за другом по времени события переданы на иконе по-другому, чем это изображалось в более ранних памятниках, у каждого своё пространство внутри клейма, сюжеты развёрнуты: на клейме «Приведение в учение отрока Варфоломея» на переднем плане отец ведёт Варфоломея в школу, на заднем плане видны здание школы и ученики. В строгановских произведениях XVII в. появляются житийные иконы святых покровителей членов семьи Строгановых и особо ими почитаемые: «Святой Прокопий Устюжский, с житием» из Прокопиевского собора Великого Устюга (1602 г., Велико-Устюжский историко-археологический музей-заповедник), «Святой Максим Исповедник, с житием» из Благовещенского собора Сольвычегодска (конец XVI – начало XVII вв., Сольвычегодский историко-археологический музей). В их произведениях отражаются общие для русского искусства поиски нового сочетания в житийных иконах фигуры святого и эпизодов Жития: на иконе «Святой Климент, папа Римский, с житием» из церкви Спаса Преображения в Усолье (первая половина XVII в., псковский художественный музей) сцены из Жития представлены на фоне иконы за фигурой святого. Во второй половине XVII в. под влиянием монументальной живописи в композициях клейм житийных икон произошли заметные изменения: стали использовать приёмы расположения сюжетных сцен, заимствованные из арсенала европейских художников. Привычную раму с клеймами вокруг изображения святого сменило размещение сцен на позёме у ног святого или в пейзаже, архитектурных кулисах. Нарушался построчный принцип прочтения – отдельные эпизоды сюжетного повествования расположены вразброс.

 



 
PR-CY.ru