ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 13

Практически стёрлись пространственные границы не только между клеймами, но и между житийным циклом и средником; фигура святого и сцены из Жития сосуществуют в едином пространстве. Тем не менее, прежние принципы организации пространства не исчезли и сохраняли главенство на протяжении XIX в. В XVII в. формирование политической концепции России как хранительницы православия повлияло на развитие апостольской темы в иконописи и монументальной живописи. Так, на иконе «Апостол Матфей, с житием» из Никитской церкви в Ярославле (последняя четверть XVII в., Ярославский художественный музей) средник выделен лишь подобием арки со сложными архитектурными элементами, остальное пространство занимает рассказ, события которого плавно перетекают одно в другое. Кроме того, разрабатывается иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний: икона «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопьевского собора Великого Устюга (1668 г., Велико-Устюжский историко-археологический музей-заповедник), икона «Распятие, с апостольскими страстями», написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1699 г., музеи Московского Кремля), икона «Апостольские проповеди и страсти» (Псков, конец XVII в., собрание Константина Воронина). Рождению новых сюжетов способствовали также тесные контакты с православным Востоком, в частности, с Афоном. Принесение мощей святых влияло на появление новых житийных циклов. В XVII в. в Москву доставили главу мученика Авксентия. Очевидно, с этим событием связаны появившиеся иконы так называемых пяточисленных мучеников Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста, с которыми почитается мученик Авксентий (память 13 декабря). Икона с их изображением была написана в конце XVII в. для московского храма св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке (музей-заповедник «Коломенское»). Воинская тема пополнилась житийной иконой мученика Иоанна Воина: икона с 12 традиционно расположенными клеймами жития (начало XVIII в., музей Андрея Рублёва); икона с житийными сценами на позёме средника из церкви святителя Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль (вторая четверть XVIII в., Ярославский художественный музей), и др. В XVII в. в разных художественных центрах продолжилось развитие иконографии местных святых. Для муромских храмов в XVI–XVII вв. были написаны три житийные иконы святых Петра и Февронии; в Ростове – иконы преподобного Авраамия Ростовского (середина XVII в., из церкви Спаса в Графской слободе и начала XVIII в., из церкви святителя Иоанна Богослова на Ишне, обе – в музее-заповеднике «Ростовский кремль»); в Ярославле – икона святых князей Василия и Константина Ярославских (Успенский собор Ярославля с клеймами 1640 гг. и со средником начала XVIII в., Ярославский художественный музей); в Вологде – икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Александра Куштского начала XVII в. (Афанасиевская Лысогорская церковь Кадниковского уезда Вологодской губернии, Угличский краеведческий музей); в Переславле-Залесском – икона преподобного Никиты Столпника конца XVII в. (Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru