ЖИТИЙНАЯ ИКОНА - Страница 15

Новый круг святых появляется в XVIII в. чаще всего в народной житийной иконе, например, святитель Модест Иерусалимский как покровитель скотоводства; в среде старообрядцев – священномученик Харалампий. Иногда повествовательный аспект был настолько важен, что средник с образом святого отсутствовал (икона «Житие священномученика Харалампия» с Ветки, конец XVIII в., старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва). В массовом иконописании XIX в. житийное повествование концентрировалось на рассказе-напоминании Жития святого. Традиционные принципы житийной иконы отчасти сохраняла в XIX в. старообрядческая икона с её обычно пространными повествовательными циклами. Однако исследователи отмечают, что для этих икон характерны однообразие в композиционном построении клейм и отступления от литературной основы, приводящие иногда к ошибкам и противоречащие тексту Жития святого. После 1988 г. появились житийные иконы новопрославленных святых. Для московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кузнецах Ириной Васильевной Ватагиной был написан образ преподобного Андрея Рублёва. Её же кисти житийная икона праведного Алексия Мечёва находится в московской церкви святителя Николая Чудотворца в Клённиках. К архиерейскому Собору 2000 г. на кафедре иконописи Православного Свято-Тихоновского государственного университета была разработана иконографическая программа иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных» с клеймами мучений св. страстотерпцев, которая была написана преподавателями кафедры вместе со студентами (храм Христа Спасителя, Москва). Основное направление деятельности современных иконописцев в области житийной иконы – разработка иконографии новомучеников (икона «Святитель Тихон, Патриарх Московский, с житием», иконописец Н.М. Муравьёва, местный ряд домового храма Православной традиционной гимназии, Москва). Некоторые иконы создаются по заказу храмов и обителей, где служили новомученики (образ священномученика Сергия Успенского в московской церкви Спаса Преображения на Песках). В современной житийной иконе преобладает ориентация на традиционные средневековые композиционные построения, иконописцы разрабатывают программы изображения древнерусских святых, не известные по средневековым памятникам («Преподобный Нил Сорский, с житием», иконописец А. Мельникова, церковь Рождества Христова в Череповце). В изучении житийной иконы исследователи отмечают проработанность отдельных тем, например, в иконографии святитель святителя Николая Чудотворца, а также других святых, в том числе русских князей. Разрабатываются аспекты иконографических программ житийных циклов, вводятся в научный обиход новые памятники из музейных хранилищ и частных собраний. В последние годы экспонировались выдающиеся русские житийные иконы разного времени, в том числе и на тематических выставках, посвящённых житийным иконам.



 
PR-CY.ru