ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 8

Святую закваску, согласно канонам Церкви Востока, необходимо добавлять в каждый евхаристический хлеб прежде выпекания просфоры. Однако закваской это вещество является только в сакраментальном смысле, поскольку по составу оно представляет собой смесь пшеничной муки, соли, оливкового масла с добавлением нескольких капель воды. При приготовлении просфор кроме святой закваски обязательно добавляется и обычная закваска. По канонам Церкви Востока таинство освящения закваски совершается только епископом в Великий четверг. Такая практика сохранилась только в Индии, а в других местностях этот обряд совершают приходские священники. В состав чина обновления святой закваски входит молитва, включающая Sanctus и эпиклесис. Чин совершается на св. престоле и заканчивается знаменованием новой святой закваски остатками старой. По преданию, первая святая закваска была передана Самим Спасителем апостолу Фоме, а от него – Аддаю и Мари, которые завещали совершать это таинство епископам Церкви Востока. Впервые святую закваску упоминает патриарх Юханнан бар Авгаре (ум. в 905 г.), но статус таинства ей придаётся только в сочинении Авдишо бар Бриха «Жемчужина». Однако Псевдо-Георгий Арбельский и патриарх Тимофей II отрицали апостольскую древность этого обряда и не включали его в число таинств. Как полагают исследователи, обряд появился в эпоху активного миссионерства, когда потребовалось скрепить единство митрополии с удалёнными приходами. В Церкви Востока крест почитается не только как символ Божественного домостроительства, но и как место невидимого присутствия силы Божьей, которая вселяется в любое материальное изображение креста с момента его изготовления и пребывает в нём, подобно тому как Шехина обитала в Ковчеге Завета. Созерцание креста, поклоны и простирание ниц перед ним составляют неотъемлемую часть восточно-сирийской молитвенной практики. Вместе с тем изображение Распятия Христа запрещено и считается кощунством. Суточный круг богослужения характеризуется сохранением в полном объёме традиций древнего кафедрального богослужения при минимальном влиянии монашеской практики. Структура некоторых служб, принцип деления Псалтири, набор праздников и некоторые другие элементы указывают на изначальную связь с иерусалимской традицией. Исследователи предполагают влияние константинопольского богослужения в VI–VII вв. Псалтирь содержит 150 псалмов и библейские песни и делится на 60 антифонов или на 21 кафизму. Пс. 118 разделён на два антифона, которые относятся к разным кафизмам. К каждому псалму в V–VI вв. были написаны припевы, автором которых считается Католикос Мар Аба I. Эти припевы и предшествующие каждой группе псалмов молитвы соотносятся с делением Псалтири на антифоны. Деление же на кафизмы ещё в IX в. не было строго зафиксировано. Современный строй суточного богослужения основан на чередовании чётных и нечётных недель. По легенде, этот принцип введён католикосом Шиммуном бар Саббаэ (ум. около 341 – 344 гг.), но до IX в. существовали и иные принципы распределения Псалтыри.

 



 
PR-CY.ru