ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 7

Последнее же помазание рассматривается как своего рода венчание на царство того, кто будет царствовать со Христом в жизни будущего века. Хотя Соборы V в. принимали решения о необязательном безбрачии духовенства, включая епископов, и до начала VI в. многие патриархи и епископы Церкви Востока были женатыми людьми, впоследствии установилась традиция посвящать во епископы только давших обет безбрачия. Священникам же даже после рукоположения дозволялось жениться. Самая древняя рукопись с чинами хиротонии содержит молитвы только для поставления чтеца, иподьякона, дьякона и пресвитера, тогда как в более поздних встречаются чины для поставления епископа, митрополита, патриарха, архидиакона, шарара (ответственный за совершение служб суточного круга), хорепископа и дьякониссы. При рукоположении епископа нет характерного для византийской традиции предварительного избрания и провозглашения. Епископ рукополагается во время воскресной литургии в алтаре до начала шествия на виму. На спину хиротонисуемого возлагается Евангелие, текстом наверх, чтобы можно было читать. После ряда чтений Евангелие закрывается, но остаётся на спине рукополагаемого. Епископы возлагают сверху правые руки. После приуготовительной молитвы читается первая молитва хиротонии, общая для епископов, пресвитеров и дьяконов. Архидьякон провозглашает название кафедры, которую займёт новый епископ, а народ отвечает: «Достойно и праведно». После этого тихим голосом читается основная молитва. Весь народ говорит: «Аминь», Евангелие снимается со спины, новохиротонисанному вручаются крест, кольцо и положенные облачения. Момент рукоположения во пресвитера чётко не определён. Хиротонисуемый встаёт перед престолом на оба колена. После приуготовительной молитвы и двух других молитв рукополагающий епископ перекидывает орарь ставленника через оба его плеча и знаменует крестообразно его лоб. Новому пресвитеру вручается Евангелие. Если рукоположенных несколько, то они передают Евангелие друг другу, а последний отдаёт архидьякону. В конце совершается целование престола. Дьякон может рукополагаться и вне литургии. Он встаёт перед престолом на правое колено. После молитв на левое плечо ему возлагается орарь и вручается Апостол. Дьяконисса поставляется в диаконнике или баптистерии и колен не преклоняет. Низшие чины поставляются возле или на виме (в древности это выглядело как восхождение по ступеням вимы). В эти чинопоследования входит одна молитва. Чтецу орарь возлагается на протянутые руки, а иподьякону – на шею. В современной практике функции дьяконов, иподьяконов и чтецов часто исполняют нерукоположенные миряне. В целом исследователи отмечают сходство восточно-сирийских чинов с древними иерусалимскими чинами, отражёнными в грузинских рукописях. Хотя в восточно-сирийском обряде сохраняется тесная связь покаяния с таинством евхаристии, практика тайной исповеди известна только в униатских церквах. В Церкви Востока после анафоры совершается обряд общего покаяния: после краткой проповеди священник читает молитву и крестообразно знаменует кающихся крестом, который он держит в руке. Перед причащением кающиеся вытягивают руки над кадилом. В древности священник совершал также возложение рук на кающихся, а в Великую субботу помазывал их крещальным елеем.

 



 
PR-CY.ru