ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД

ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД – литургическая традиция ряда Восточных христианских церквей: Ассирийской Церкви Востока, Халдейской католической церкви, Сиро-Малабарской католической церкви. Другие названия этой традиции – персидская, несторианская, ассирийская, ассиро-халдейская, месопотамская, – хотя встречаются в литературе, в настоящее время по разным причинам признаны менее удачными. Название «восточно-сирийский обряд», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сирийской, с другой – подчёркивает её обособленность от грекоязычной византийской традиции. Богослужение в церквах восточно-сирийского обряда до настоящего времени ведётся преимущественно на сирийском языке (диалект арамейского), хотя также используются арабский язык и язык малаялам (в индийском штате Керала). Восточно-сирийская литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от реки Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История восточно-сирийского обряда разделяется на три периода: персидский (224–651 гг.), арабский (651–1258 гг.) и период католического влияния. Христиане присутствовали в Месопотамии уже с середине II в. В III в. эта территория была завоёвана персами. Тем не менее, центром христианства долгое время оставался город Эдесса, который с 216 г. входил в состав Римской империи. Около 300 г. персидские христиане были объединены под управлением католикоса Селевкии-Ктесифона на реке Тигр (недалеко от современного города Багдада), который позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персидского царя Яздигерда I, одобрил каноны первого Вселенского и первого Константинопольского соборов, а также ряд канонов Антиохийских соборов. Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесённому в Персию из Антиохии епископом Мартирополя Марутой и одобренному католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон). Однако до середины VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями. После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским, отпала от общения с Церковью Византии. После того как при императоре Зиноне (474–491 гг.) начались изгнания несториан из Византии, контакты восточных христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились индийские христиане апостола Фомы, иерархия которых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период патриарх Церкви Востока находился в Багдаде, ставшем с 766 г. столицей халифата. Серьёзные литургические преобразования при патриархе Ишояве III (649–660 гг.) во многом унифицировали богослужение. По преданию, Ишояв III составил воскресный Антифонарий, определил набор трёх основных анафор, отредактировал Евхологий и проч.

 



 
PR-CY.ru