ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 10

В господские праздники и на памяти святых после вечерни совершается процессия, подобная византийской литии. Она состоит из нескольких псалмов «царского антифона» и части псалма с «Аллилуия». Существует гипотеза, что вечерние процессии и обряды возжжения светильников и каждения в восточно-сирийском обряде восходят к иерусалимской литургической традиции. Ночная и утренняя службы на практике не разделяются: в чинопоследование ночной службы не входят заключительные молитвы, а в начале утренней не читаются великое славословие и «Отче наш». Ночная служба начинается с чтения Псалтири. В будни и воскресные дни читаются семь кафизм Псалтири (на практике читаются не подряд, а с пропусками), в будни Великого поста – шесть или пять, на Страстной седмице, памяти святых, на Рождество Христово и Богоявление – три. Далее поются седальны, при этом каждый предваряется стихами из псалмов, псалом с припевом и гимн, меняющийся в зависимости от дня и периода литургического года. В конце службы возглашается дьяконская ектения, которая завершается молитвой священника. В воскресные дни между кафизмами и седальнами вставляется особое песнопение, исполняемое двумя хорами. Ей предшествует молитва священника. Стихи, заимствованные из гомилий Нарсая, перемежаются стихами псалмов. В целом структура этого блока сложная, что свидетельствует о его позднем происхождении. По рукописям известны псалмы для будних дней, в которые совершается литургия. Между ночной службой и «песнями бдения» на памяти святых, в воскресные дни, в будни Великого поста, когда совершается литургия, и на Страстной седмице поются гимнографические произведения дидактического содержания, известные и в западно-сирийской традиции. К ночной службе по воскресеньям, в будни Великого поста, когда совершается литургия, и на Страстной седмице перед «песнями бдения» добавляются ещё псалмы: одна или две кафизмы Псалтири, каждой из которых предшествует молитва священника. Служба «песней бдения» никогда не совершается в будние дни. Она имеет явное сходство с бдением, описанным в «Паломничестве» Эгерии (конец IV в.). Служба начинается с трёх антифонов, после которых священник читает молитву. По нечётным воскресеньям поются Пс. 92–94, 95–97, 98–100, а по чётным – библейские песни Исх. 15:1–21, затем Ис. 42:10–13, 45:8; Втор. 32:1–21ab, 21c–43. Более древняя практика – петь библейские песни каждое воскресенье. В господские праздники и на памяти святых исполняются специально отобранные псалмы, подходящие по содержанию к теме праздника. Далее следует краткий тропарь, повторяемый много раз, и изменяемый псалом с припевом «Слава Тебе, Господи», а затем гимн, исполняемый антифонно. В конце возглашается дьяконская ектения (в праздничные дни и на Страстной седмице она представляет собой провозглашение догматического характера), и дальше следует молитва священника. Утренняя служба начинается с блока неизменяемых утренних (Пс. 99, 90, 103, 112, 92) и хвалитных (Пс. 148, 149 (только в будни), 150, 116) псалмов. Отсутствие характерного для других литургических традиций «обычного» утреннего Пс. 62 объясняется различием в переводах Септуагинты и Пешитты. Затем многократно поётся краткий тропарь, а в будни – гимн «Тебя, Господи».

 



 
PR-CY.ru