ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 2

Католическое влияние на восточно-сирийский обряд началось уже в XIII в.: митрополит Нисибинский Ишояв бар Малкон после встречи с доминиканскими миссионерами внёс в свой Евхологий латинскую формулу крещения. Следствием схизмы 1553 г. в Церкви Востока стало образование параллельной униатской иерархии, находившейся в общении с Римом. Раскол продолжался 120 лет, однако на порядке богослужения никак не отразился. Радикальная латинизация восточно-сирийского обряда произошла в Индии, где в XVI–XVII вв. сформировался так называемый сиро-малабарский обряд. Проникновение отдельных элементов римского обряда в богослужение халдеев-униатов продолжалось до второго Ватиканского собора, после чего Рим, наоборот, стал поощрять возврат к древним традициям. В 1898 г. часть Церкви Востока присоединилась к Русской православной церкви, причём для присоединившегося духовенства был выполнен перевод богослужебных книг, принятых в РПЦ, на старый сирийский язык. Традиционный набор литургических книг церквей восточно-сирийского обряда включает: Лекционарий; служебный Апостол; служебное Евангелие; Евхологий; Диаконикон; Псалтирь; Бревиарий, содержащий неизменяемые части служб суточного круга и литургии (цикл); его сокращённый вариант с текстами будничных ночных служб (содержащий все); книгу молитв Ефрема Сирина, читаемых в период поста ниневитян; книгу молитв суточного круга, написанных Католикосом Илиёй III Абу Халимом; сборник гимнографических текстов для праздников и дней памяти святых (сокровище); сборник песнопений служб суточного круга (книга до и после); сборник песнопений литургии; сборник алфавитных гимнов, которые поются до и после чтения Евангелия; сборник песнопений, составленный Георгием Вардой (роза). Устройство храма в восточно-сирийской традиции соотносится с библейскими образами иерусалимского храма. Алтарное пространство делится на три части. В центре находится святилище со св. алтарной частью, на севере – диаконник, на юге – баптистерий. Святилище также поделено на три части. Место у восточной стены, где находится Дарохранительница, называется «Святое святых». На престоле располагаются Крест и Евангелие. Иконы в храмах отсутствуют. В алтарной части храма хранятся священные сосуды и св. елей. В предалтарном пространстве, которое носит название «Святое» и отделено от алтаря завесой, находится лампада. В центре основной части храма в Средние века строилась особая платформа, вима (в настоящее время практически не встречается), которая соединялась с алтарём солеей. Перед престолом располагается амвон, с которого читается Псалтирь и произносится проповедь. С южной его стороны причащают Телом Христовым, с северной – Кровью Христовой. Места между вимой и алтарной частью храма традиционно занимают мужчины, за вимой – женщины. В северной стене между мужской и женской половинами храма хранятся мощи св. мучеников. Обычно здесь ставят свечи. В южной стене сделаны двери во двор отдельно для мужчин и отдельно для женщин. В некоторых храмах в юго-западной части отводят места для больных и женщин с детьми. Там же полагается читать молитвы матери на сороковой день после рождения ребёнка. Хлеб для евхаристии выпекается дьяконом или священником в печке, установленной в диаконнике, и сразу же используется.

 



 
PR-CY.ru