ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 13

В композициях соседствуют иллюстрации к евангельскому тексту, повествующему о явлении ангела, и изображения реалий иерусалимского храма Воскресения Христова. Так, на фреске собора Рождества Богородицы псковского Снетогорского монастыря (1313 г.) представлена кувуклия над гробом Господним с подвешенными лампадами. Сцена явления Христа жёнам-мироносицам, получившая впоследствии самостоятельное значение в миниатюрах и на иконах (например, миниатюра из Трапезундского Евангелия (Российская национальная библиотека, вторая половина X в.), икона XVII в. из церкви пророка Илии в Ярославле), встречается в росписях вместе с композицией «Сошествие во ад» (фреска Софийского собора в Киеве, XI в.), а также в Страстных циклах (фреска церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 1380 гг.). Иконография исторического типа не могла отразить богословское содержание Воскресения Иисуса Христа, которое мыслилось как победа Христа над адом и смертью, начиная с Посланий апостола Петра (1 Пет. 3:18–19). Новое иконографическое решение, направленное на раскрытие этой темы, отражает композиция «Сошествие во ад» с надписью «h anastasis», известная исследователям по миниатюрам из Псалтирей. Ранние примеры – миниатюры из Хлудовской Псалтири, в которых несколько раз встречается сцена, изображающая Христа, попирающего поверженного великана в виде Силена, из чрева или из уст Силена Спаситель за руку выводит Адама и Еву – иллюстрации к Пс. 67:2 («Да воскреснет Бог»), 7 («Бог вселяет единомысленные в дом, изводя окованные»), 81:8 («Воскресни, Боже, суди земли»). Христос окружён ореолом славы, ад изображён в виде античной персонификации, что отражает не только широко распространённую в христианской иконографии традицию (персонификации Иордана, моря, земли, пустыни и т.д.), но и отношение к аду как к одушевлённому персонажу, звучащее в повествовательных, в гимнографических и в святоотеческих текстах. Иконография «Сошествия во ад» как образ Воскресения Иисуса Христа получила сложившуюся форму к X в. Наиболее ранние примеры известны исследователям по миниатюрам из Евангелия от Иоанна, читающегося на Пасху. Спаситель, окружённый сиянием славы, с крестом в левой руке, сходит в тёмную пещеру ада и выводит Адама и Еву из гробов в виде саркофагов. По сторонам изображены ветхозаветные праведники, на первом плане – пророк Давид и царь Соломон. В пещере ада лежат сорванные с петель двери, запоры, железные вереи. Рядом с Христом изображается указывающий на Него Иоанн Предтеча со свитком в руке, который «благовестил сущим в аде Бога, явльшагося плотию» (тропарь второго гласа). Воскресение Иисуса Христа – обязательный элемент программы храмовой декорации («Сошествие во ад» в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 1030 гг., – Христос с крестом в левой руке стоит на сорванных дверях, выводит Адама, по сторонам – праведники в саркофагах, на первом плане – пророк Давид и царь Соломон; кафоликон монастыря Неа-Мони на острове Хиос, 1042–1056 гг., – рядом с Христом – Иоанн Предтеча со свитком; церковь Успения Богородицы в Дафни, около 1100 г.; Санта-Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 г., – под композицией «Сошествие во ад» изображён «Страшный Суд»).

 



 
PR-CY.ru