ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 12

Иконография отличается длительной по сравнению с другими праздничными иконами историей формирования. Особенностью её развития исследователи считают то, что её литературная основа, сложившаяся в ранний период, не претерпела существенных изменений, а изображение на протяжении III–XVII вв. видоизменялось. Тексты Священного Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, лежащие в основе изображения Воскресения Иисуса Христа, развивали одну и ту же тему победы воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев которого на земле не было, представляло сложную задачу. В связи с тем что в Евангелиях нет описания Воскресения Иисуса Христа, в раннехристианском искусстве оно изображалось символически через прообразы, содержащиеся в Ветхом Завете, например, в знамениях пророка Ионы (Мф. 12:40; 16:4). Многочисленные композиции на эту тему известны с III в. Они сохранились в росписях катакомб III–IV вв. (Присциллы, Петра и Марцеллина, Претекстата, Майского кладбища, Джордани), в мозаиках собора св. Феодора в Аквилее (IV в.), на рельефах саркофагов. Подобная композиция встречается и в искусстве более позднего времени. Так, на миниатюре Хлудовской Псалтири (Исторический музей, середина IX в.) изображение Ионы во чреве кита иллюстрирует текст: «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой». В ранневизантийском искусстве стремление к преодолению символизма привело к развитию исторической композиции, в которой соединились иллюстрация евангельского повествования и изображение гробницы Спасителя в виде креста или храма, построенного императором Константином Великим на месте Воскресения Иисуса Христа. На рельефе саркофага IV в. (Латеранский музей, Рим) представлены два воина по сторонам креста, увенчанного лавровым венком с монограммой Христа, один из воинов спит, опираясь на щит; обрамлением сцены служат деревья, их кроны смыкаются, наподобие арки. Это изображение указывает на место действия – оливковый сад, где находится гробница. На створках диптиха (V в., собор в Милане; Дуомо), рельефы которого посвящены Страстным событиям от «Омовения ног» до «Уверения Фомы», Воскресение Иисуса Христа представлено в трёх сценах: спящие воины у храма-ротонды Воскресения Христова, явление ангела жёнам-мироносицам и явление Христа Мариям. Две последние сцены становятся самыми распространёнными изображениями Воскресения Иисуса Христа в V–VI вв. На резной пластине (420 г., Британский музей) – жёны и воины у храма с раскрытой дверью; на окладе Евангелия (V в., собор в Милане; Дуомо) – стоящие ангел и жена перед открытой гробницей в виде античного храма на высоком подножии; на пластине (V в., Музей Кастелло, Милан) – жёны припадают к ангелу, сидящему на камне около храма с приоткрытой дверью; на пластине (V в., Баварский национальный музей, Мюнхен) в верхней части композиции над жёнами изображён юный Христос, восходящий на гору, держась за Божественную десницу; на миниатюре из Евангелия Раввулы (586 г.) – явление ангела жёнам-мироносицам и явление Христа Мариям, в верхней части листа изображено «Распятие»; на крышке реликвария (VI в., Музеи Ватикана) – явление ангела жёнам на фоне ротонды с распахнутыми дверцами, подобными царским вратам алтаря, с престолом, покрытым индитией; на ампуле Монцы (VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия), как и на миниатюре Евангелия Раввулы, – композиция «Явление ангела жёнам-мироносицам» соединена с «Распятием». Эти сцены, как эпизоды Страстных событий, продолжают существовать в искусстве параллельно с развивающейся иконографией Воскресения Иисуса Христа (фрески Спасского собора Мирожского монастыря, середина XII в.; церковь Вознесения в Милешеве (Сербия), 1220 гг.; икона праздничного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425–1427 гг.).

 



 
PR-CY.ru