ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 14

Иконографическая схема почти без изменений повторяется на иконах (два эпистилия XI и XII вв., складень, XII в., из монастыря великомученицы Екатерины на Синае; икона «Двенадцать праздников», XII в., Государственный Эрмитаж, – Спаситель представлен в центре с разведёнными в стороны руками, как бы показывая язвы от гвоздей, по сторонам – Адам и Ева). В палеологовскую эпоху иконография Воскресения Иисуса Христа претерпевает некоторые изменения: вводится большое число персонажей, в гробах изображаются воскресающие люди в саванах, композиция приобретает более порывистый и динамичный характер (например, церковь Святой Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 г.). В монастыре Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316–1321 гг.) Воскресение Иисуса Христа помещено в конхе апсиды пареклесиона: Христос, стоящий на сорванных дверях ада, в миндалевидном сияющем ореоле, обеими руками держит Адама и Еву, изображённых восставшими из саркофагов; справа за Евой стоит Авель с пастушьим посохом, слева за Адамом – цари и пророки. Этот иконографический извод получил широкое распространение в XIV–XVI вв., в том числе в русских памятниках, например, в росписи церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (над Христом ангелы держат крест, увенчанный лавровым венком – знак победы над смертью), на псковских иконах (XIV в., Русский музей; XV в., Псковский музей; XVI в., Третьяковская галерея; XVI в., Русский музей). Последние имеют ряд особенностей: Христос изображается в красных одеждах, наружное кольцо мандорлы заполнено серафимами и херувимами; в пещере ангелы связывают сатану; сорванные с петель двери ада изображены вертикально стоящими внизу, а вверху над ними, под мандорлой, – раскрытые двери рая, куда устремлены взоры праведников; по наружному краю пещеры идёт стена с башнями; над ореолом – ангелы. Литературной основой композиции «Сошествие во ад» являются апокрифические тексты, наиболее полное отражение в иконографии получили «Евангелие Никодима» и «Слово Евсевия о сошествии во ад св. Иоанна Предтечи». «Евангелие Никодима» составлено от лица воскресших сыновей праведного Симеона Богоприимца, которые, как и все ветхозаветные праведники, находились в аду и были свидетелями предшествовавших событий и самого сошествия во ад Спасителя. Ад в этом повествовании действует как персонаж, разговаривающий с сатаной. Воскрешение праведного Лазаря встревожило ад, опасавшийся, что Христос разрушит его темницы. Ад укрепил железными вереями свои двери, но сошедший туда Спаситель сорвал двери, сокрушил все запоры и осветил тёмные от века пространства.

 



 
PR-CY.ru