РЕЛИГИЯ - Страница 66

В африканском Бантустане говорят: «…Если мы не соблюдаем в точности оставленных ими преданий, то они посылают нам комбо» т.е. напасти. Здесь речь идёт о душах умерших предков, которые якобы могут мстить своим живым потомкам за непослушание и невыполнение обязанностей перед мёртвыми. Верующие китайцы самым большим несчастьем для человека считают отсутствие наследника, поскольку некому будет заботиться о душе его после смерти, которая будет вследствие этого обречена на вечные муки в загробной жизни. Анимистическую основу имеет широко распространённое на Востоке (особенно в Индии) и у многих других народов учение о переселении душ (реинкарнация). В надежде на такое возрождение на родине совершали самоубийство находящиеся в рабстве далеко от своей земли западноафриканские негры. Африканские негры считали также, что белые люди – это вернувшиеся с того света души их покойников, и что все негры возродятся в будущей жизни белокожими. Ирокезы Америки и другие народы верили, что тоскующая душа может посещать тело, и для этого они оставляли отверстия в могилах. Учение о душе занимает важное место в современных мировых религиях. Идея бессмертия души в сочетании с идеей посмертного воздаяния и реальной жизни как временной, данной человеку для подготовки к вечной потусторонней жизни, где центральное место занимает идея спасения души, характерно как для буддизма, так и для христианства и ислама. Весь смысл существования человека сводится к спасению души для вечного счастливого существования в раю. И в основе всех этих представлений и стремлений лежат возникшие в глубокой древности анимистические верования. Тотемизм (на языках индейцев Северной Америки «ототем» – «его род») – это вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (род, племя) и животным, изредка растением, а также явлениями природы и неодушевлёнными предметами. Тотем – животное или растение, воспринимаемое как реальный предок, родоначальник, от которого зависели жизнь и благосостояние племени, рода или отдельного человека. Мировоззренческой основой тотемизма является комплекс представлений, связанных с верой в возможность воплощения тотема в новорождённых членов рода, т.е. в своих живых потомков, с верой в то, что посредством различных магических действий можно воздействовать на тотем и обеспечить богатый прирост соответствующих животных или растений на территории своего рода и обеспечить тем самым его материальное благополучие. Гибель тотемического символа или его вместилища (например, чуринга у 46 индейцев), по поверью, могла привести к гибели рода или племени. Тотемизм преимущественно отмечался у племён, основой существования которых были охота, собирательство и разведение скота. Особенность этой системы – восприятие людьми объектов природы как полноценных одушевлённых представителей окружающего мира, при этом таким объектам приписывались сверхъестественные качества и свойства. Тотем наделяется функциями хранителя души человека, его помощника и покровителя. Племя, род, личность идентифицируют себя со своим тотемом и символически уподобляются ему. Тотемы неприкосновенны, они свято охраняются, их убийство считается самым тяжким грехом. Каждая социальная группа людей имела мистическую связь с тотемом, носила его имя, с которым было связано множество мифов и легенд. Большое распространение тотемизм имеет в Австралии, у отсталых скотоводческих и земледельческих племён Африки, Америки и Юго-Восточной Азии. Общим для всех является особый запрет употреблять в пищу мясо тотемного животного, т.к. это рассматривается как поедание своего тела или тела своего отца или матери. Тотему посвящается целый комплекс ритуальных обрядов.

 



 
PR-CY.ru