РЕЛИГИЯ - Страница 64

Например, в пустынях Африки за время дневной жары сильно раскаляются скалы, а ночью, быстро охлаждаясь, трескаются со страшным шумом. И туземцы уверены, что это стреляют подземные духи. Или пещера Дюрк(къ) в Табасаранском районе Дагестана, в которой во время сильного ветра слышится монотонный вой. Предание гласит, что эту пещеру населяют, как и гору Шалбуздаг в Южном Дагестане, некие существа эреллер (эренлер), которые воем проявляют недовольство ненастьем. Это – переплетение фетишизма с анимизмом. В основе последнего, получившего широкое развитие в последующих религиях, и особенно в современных, несомненно, лежит осознание первобытным человеком единства и противоположности человеческого тела и души. В этом плане фетишизм исследователи рассматривают как учение о духах, воплощённых в материальных предметах, связанных с ними или действующих через них, т.е. здесь фетишизм и анимизм слиты воедино: душа оживляет объект или предмет-фетиш, придаёт ему силу, сверхъестественную способность творить чудо. Фетишизм и анимизм тесно переплетены с магией как материальные и идеальные компоненты, задействованные в иллюзорной практической деятельности человека. При рассмотрении фетишизма как комплекса верований у ряда отсталых в общественном развитии народов и его реликтов и проявлений в современных развитых религиозных системах исследователи, прежде всего, исходят из того, что за каждым предметом-фетишем чувствовалась некая неведомая по своей природе таинственная сила духа, вселившегося в данный предмет. Например, у некоторых племён Бразилии сильным фетишем считалась трещотка «марака», которая представляла собой тыквенную бутылку, наполненную камнями, с рукояткой и отверстием для рта. Это не просто сосуд, а вместилище духа, и поэтому индейцы обращались к бутылке с речами, приносили ей в дар пищу, жгли перед ней ароматические смолы, устраивали в её честь ежегодные празднества и даже воевали со своими соседями, так как духу трещотки были необходимы человеческие жертвы. С первобытной теорией природы были связаны духи деревьев. На отдельное дерево смотрели как на сознательное существо, поклонялись ему и приносили жертвы, его под страхом смерти нельзя было срубать. Культ дерева широко распространён и в Дагестане, практически в каждом селе есть хотя бы одно такое дерево – пир. Отношение людей к этим деревьям одинаково – повсеместно к ним обращаются за помощью, на многих из них можно и сегодня увидеть лоскутки ткани. Такой фетиш можно встретить на могиле какого-нибудь человека, у священных родников. В современном мире бесконечное множество объектов поклонения и почитания: индейцы племени дакота (США) раскрашивали круглый булыжник, затем, называя его дедом, приносили к этому камню различные дары и молились. Бразильские племена поклонялись воткнутым в землю палкам; в Перу поклонялись камням особой формы – их ставили в домах как божественных покровителей дома. На стенах и воротах дагестанцев можно и сегодня увидеть рога различных животных, рога или клыки хищных животных кладут в фундамент домов; новый дом увешивают ожерельями амулетов, оберегая от сглаза или козней злых сил. На юге Африки у племени дамара в дни празднеств за стол сажали палки и ветви, срезанные с деревьев, в память об умерших предках. В Индии камни оберегали посевы. Позднее из дерева и камня люди создавали идолов.

 



 
PR-CY.ru