РЕЛИГИЯ - Страница 65

В Дагестане исследователи встречают практически все разновидности фетишизма, множество древних фетишей трансформировались в более развитый культ святых пещер, родников, гор и т.д. Такую трансформацию исследователи обнаруживают в современных развитых религиозных системах: чёрный камень Каабы, гробницы шейхов и многое другое в исламе, крест, икона, мощи святых в христианстве и пр. Ярким примером современного фетишизма может послужить широко распространённый как в православии, так и в католицизме культ святых реликвий. Во многих храмах и монастырях демонстрируют волосы Богородицы, 18 бутылок с её молоком, ребро Николая Чудотворца, 13 голов Иоанна Крестителя, 58 пальцев его рук, дыхание Иисуса Христа, сотни гвоздей, которыми он был прикован, 12 саванов Христа, хвост осла, на котором он въезжал в Иерусалим, и многое другое. Даже Жан Кальвин иронически подметил, что из кусков дерева, демонстрируемых как части креста, на котором был распят Иисус, можно построить большой корабль. Анимизм (от лат. «аnima» – «душа», «дух») – одна из древнейших религий, вера в духовные сущности, заключённые в предметах или существующие отдельно от них. Анимистические верования выросли из присущего первобытным людям стремления к олицетворению окружающей действительности. Первобытный человек рассматривал природу как нечто подобное себе, т.е. обладающее волей, желаниями, стремлениями и т.д., из чего выросло убеждение, что все предметы и явления имеют и невидимую, духовную сущность. Фантастический мир преимущественно злых духов постоянно угрожал человеку. В этих верованиях нашли отражение, главным образом, те стороны действительности, которые поражали воображение первобытного человека, вызывали у него страх. Важную роль в возникновении анимистических представлений сыграло также непонимание человеком явлений собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, смерти и пр., которые воспринимались как деяния независимой от тела души. В различных религиях представления о душе были различными. Древние греки представляли душу в виде маленького человекоподобного существа, вселившегося в тело, а сновидения – как проецируемые на сознание спящего впечатления этого существа, которое покидает тело во время сна и странствует где-то. Для некоторых современных африканских племён, сохранивших свои древние верования, душа – это дыхание. Чтобы предотвратить смерть человека, они плотно затыкали рот, нос, уши или, надев мешок на голову накануне смерти, «ловили» душу и хранили её у себя. Существуют представления, что душой являются сердце, тень человека и т.д. В иудаизме и христианстве душа – это кровь. Если вся кровь вытечет, то человек умрёт. Это отражено также в таинстве причащения, в котором кровь рассматривается как душа Иисуса Христа. Ещё в неандертальских захоронениях были обнаружены первые свидетельства веры в бессмертную душу, которая продолжает существование после смерти тела: души умерших не только живут, но и активно действуют, и их действия направлены на благо живущим или во вред им. Согласно анимистическим верованиям, жизнь душ в загробном мире зависит от отношения к ним живых, поэтому души должны быть объектами постоянного внимания и заботы. В противном случае они гневаются и вредят людям. Отсюда, с одной стороны, страх перед душами умерших, с другой – стремление людей угождать мёртвым посредством поминаний и жертвоприношений. Так, у некоторых народов Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании и Новой Зеландии эти духи возводятся в ранг богов и даже ставятся выше, их боятся, почитают и призывают на помощь. Например, «жители Новой Гвинеи говорят, что ни один человек здесь и наполовину не боится своих богов так, как предков».

 



 
PR-CY.ru