ОККАМ Уильям - Страница 8

Уильям Оккам, согласно его позднейшему свидетельству, именно в начале 1328 г., как полагают исследователи, вследствие общения в авиньонском монастыре францисканцев с Михаилом из Чезены и его единомышленниками, стал изучать вопрос о евангельской бедности, который раньше не привлекал его внимание. В результате богословских исследований и внимательного чтения соответствующих папских булл Уильям Оккам пришёл к выводу, что позиция Михаила из Чезены правильная, а папа Римский Иоанн XXII пытается навязать католической церкви собственные еретические мнения. Впервые имя Уильяма Оккама как сторонника Михаила из Чезены исследователи встречают в датированной 13 апреля 1328 г. тайной апелляции последнего, где Уильям Оккам упомянут в числе свидетелей. 26 мая 1328 г. Михаил из Чезены, Уильям Оккам, францисканский теолог и канонист Бонаграция из Бергамо (ум. в 1340 г.), а также некоторые другие францисканцы тайно покинули Авиньон и направились в Пизу. Папа Римский Иоанн XXII расценил поступок Уильяма Оккама как церковно-каноническое преступление и самоизобличение заподозренного еретика. В письмах церковным прелатам и европейским государям он заявлял, что Уильям Оккам был арестован (arrestatus), поскольку было донесено, что он устно и письменно выражает «многие ошибочные и еретические мнения»; ему было запрещено удаляться из Папской курии, т.к. по этим обвинениям в курии против него продолжалось следствие (inquisitio). Согласно Иоанну XXII, Уильям Оккам знал о своей виновности (sibi male conscius); тайным отъездом он «показал, что виновен во вменяемом ему преступлении», т.е. в ереси. Суждение папы оспорил Михаил из Чезены в пространной апелляции, датированной 18 сентября 1328 г. (исследователи полагают, что в составлении этого документа ему помогал Уильям). В апелляции против папы Римского Иоанна XXII среди прочего выдвинут упрёк в «ложном и злонамеренном утверждении» относительно Уильяма Оккама, поскольку, как настаивает автор документа, в действительности Уильяму Оккаму не было запрещено покидать Авиньон, и он не совершил ничего предосудительного. Большинство исследователей склонны считать, что Иоанн XXII верно передаёт внешний ход событий, однако предвзято оценивает мотивацию Уильяма Оккама, который уехал из Авиньона не из-за страха перед папским судом, а вследствие желания поддержать единомышленников и присоединиться к их борьбе с предполагаемыми папскими ересями.

 



 
PR-CY.ru