ОККАМ Уильям - Страница 4

Из позднейшего собственного свидетельства Уильяма Оккама следует, что он прибыл в Авиньон в середине 1324 г. Традиционно считается, что он был вызван папой Римским Иоанном XXII для рассмотрения обвинений против него, однако официальный папский вызов не сохранился. В исследовательской литературе были предложены две основные версии событий: 1) ещё находясь в Оксфорде, Уильям Оккам вступил в идейный конфликт с Иоанном Лютереллом (ум. в 1335 г.), который после отставки с должности канцлера Оксфордского университета отправился в Авиньон и подал папе Римскому жалобу на Уильяма Оккама, в результате которой Уильям Оккам был вызван для разбирательства; 2) Иоанн Лютерелл поехал в Авиньон не с целью подать донос на Уильяма Оккама, а в надежде на карьеру теолога при папском дворе; Уильям Оккам был вызван папой Римским после жалобы неизвестного францисканского теолога (исследователи полагают, что находившегося с 1322 г. в Авиньоне Иоанна из Рединга), а Иоанн Лютерелл лишь поддержал эту жалобу, желая предстать перед папой Римским в выгодном свете теолога-эксперта. Наиболее вероятной исследователям представляется вторая версия; важным дополнительным аргументом в её пользу служит тот факт, что некое разбирательство, связанное со взглядами Уильяма Оккама, уже проходило на провинциальном капитуле английских францисканцев. В Авиньоне Уильям Оккам в течение четырёх лет жил в местном монастыре францисканцев. Его несколько раз вызывали для дачи объяснений на заседания комиссии теологов, уполномоченной папой Римским расследовать дело. О том, чем ещё был занят Уильям Оккам в Авиньоне до 1328 г., сведений нет. Установлено лишь, что в качестве косвенного ответа на обвинения Уильям Оккам создал в это время несколько схоластических вопросов, которые вошли в собрание «Вопросы на разные темы» (исследователи предполагают, что именно в Авиньоне Уильям Оккам придал этому сочинению окончательную форму, после чего разрешил его распространение). Больше сведений сохранилось о ходе рассмотрения дела Уильяма Оккама в Папской курии. В 1324 г. папа Римский Иоанн XXII передал Иоанну Лютереллу рукопись комментария Уильяма Оккама к четырём книгам «Сентенций» Петра Ломбардского и поручил исследовать взгляды Уильяма Оккама на предмет их соответствия католическому вероучению. Иоанн Лютерелл создал сочинение «Против учения Уильяма Оккама» («Libellus contra doctrinam Guilelmi Occam»), которое передал папе Римскому на официальном заседании консистории вместе с сопроводительным вводным письмом. В сочинении Иоанн Лютерелл выделяет и подробно рассматривает 56 тезисов Уильяма Оккама. В большинстве случаев он не цитирует комментарий Уильяма Оккама к «Сентенциям» дословно, однако при этом вполне корректно излагает общий смысл рассуждений Уильяма Оккама в собственных формулировках, после чего критически разбирает взгляды Уильяма Оккама, используя стандартную форму схоластического вопроса. Привлекаемые Иоанном Лютереллом авторитетные мнения и используемые аргументы показывают, что в философском и богословском отношении он ориентировался на учение Фомы Аквинского (около 1225 – 1274 гг.) и с этой позиции оценивал идеи Уильяма Оккама.

 



 
PR-CY.ru