ОККАМ Уильям - Страница 2

С конца 1320 г. до начала 1324 г. Уильям Оккам ожидал, когда подойдёт его очередь читать докторские лекции в Оксфордском университете. В это же время он начал преподавать философию, вероятнее всего, не в Оксфорде, а в лондонской монастырской школе францисканцев. На конец 1310 – начало 1320 гг. приходится период наибольшей творческой продуктивности Уильяма Оккама; именно в этот период он создаёт основные богословские и философские сочинения. Лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского (главный богословский труд Уильяма Оккама) сохранились в двух формах: «Reportatio» и «Ordinatio». В позднесредневековой практике наименование «Reportatio» использовалось для обозначения записей лекций по «Сентенциям», сделанных секретарями или учениками непосредственно во время занятий. В виде «Reportatio» представлены лекции Уильяма Оккама по второй, третьей и четвёртой книгам «Сентенций» (исследователи датируют их 1317–1318 гг.). Существовало также «Reportatio» лекций по первой книге «Сентенций» (на него ссылается Иоанн из Рединга), однако этот текст был утрачен, поскольку не имел значительного распространения. Причиной этого было наличие более авторитетной авторской версии лекций по первой книге – «Ordinatio» (или «Scriptum»). Форма «Ordinatio» предполагала сквозной пересмотр и доработку автором материалов прочитанных лекций (исследователи предполагают, что Уильям Оккам создал «Ordinatio» лекций по первой книге «Сентенций» в 1318–1319 гг.). В 1320–1324 гг. Уильям Оккам часто возглавлял обсуждение сложных богословских вопросов, вероятнее всего, как полагают исследователи, в Лондоне. Содержание этих обсуждений отражено в собрании «Вопросы на разные темы» («Quodlibeta»). В сочинение вошли сем подборок (или серий); всего оно содержит 170 вопросов. Ко времени преподавания Уильямом Оккамом в Оксфорде и в Лондоне исследователи относят также многочисленные богословские вопросы и краткие трактаты разной тематики, представленные в рукописях отдельно, под самостоятельными заглавиями. Наиболее важными среди них исследователи называют: 1) схоластические вопросы «О вечности мира» («De aeternitate mundi»), «О целевой причинности» («De causalitate finis») и «О действующем интеллекте» («De intellectu agente»); 2) трактаты «О количестве» («De quantitate») и «О Теле Христовом» («De corpore Christi»), в которых Уильям Оккам предложил подробное обоснование собственного учения о евхаристии. В период чтения философских лекций в школе францисканцев в Лондоне (около 1323 г.) Уильям Оккам создал философское сочинение, которое пользовалось значительной популярностью в позднем Средневековье и принесло ему славу основоположника нового направления в средневековой логике – трактат в трёх книгах «Сумма логики» («Summa logicae»). В это же время (между 1321 и 1324 гг.) Уильям Оккам составил комментарии к классическим текстам, которые использовались в Средние века при изучении логики: к «Введению к “Категориям Аристотеля”» Порфирия («Expositio in libros artis logicae, prooemium et expositio in librum Porphyrii de Praedicabilibus») и к трактатам Аристотеля «Категории» («Expositio in librum Praedicamentorum Aristotelis»), «Об истолковании» («Expositio in librum Perihermenias Aristotelis»), «О софистических опровержениях» («Expositio super libros Elenchorum»).

 



 
PR-CY.ru