ОККАМ Уильям - Страница 3

В заключительный период жизни в Англии Уильям Оккам работал над подробным комментарием к «Физике» Аристотеля («Expositio in libros Physicorum Aristotelis»), который не был завершён (комментарий прерывается в начале первой главы восьмой книги). Нереализованным остался замысел Уильяма Оккама написать комментарий к этическим сочинениям Аристотеля. Преподавая в Оксфорде и Лондоне, Уильям Оккам проявил себя как самостоятельный и оригинальный теолог, следствием чего стали многочисленные идейные конфликты со сторонниками других философских и богословских взглядов. Уильям Оккам был вынужден вести полемику не только с доминиканцами или представителями иных монашеских Орденов, но и со своими собратьями по Ордену, прежде всего – со скотистами, которых возмущали попытки Уильяма Оккама поставить под сомнение принципиальные положения учения Иоанна Дунса Скота. Так, между 1318 и 1322 гг. с критикой теологических мнений Уильяма Оккама выступал Иоанн из Рединга. Постоянным оппонентом Уильяма Оккама стал преподававший с ним в одной школе францисканский теолог Вальтер из Чаттона (ум. в 1343/1344 г.), который предлагал подробную критику взглядов Уильяма Оккама в собственных лекциях по «Сентенциям», датируемых 1321–1323 гг. Подтверждением того, что учение Уильяма Оккама было настороженно встречено в английской францисканской среде, служит обнаруженный в конце XX в. документ, содержащий ряд принадлежащих ему положений, главным образом, философского характера. В преамбуле документа говорится, что «некоторые учителя» («aliqui magistri»), т.е. доктора теологии, на провинциальном капитуле францисканцев предъявили эти положения Уильяму Оккаму и попросили его разъяснить свои мнения по затронутым в них вопросам; это произошло в 1523 или 1524 г. Таким образом, среди францисканских докторов теологии были лица, недовольные учением Уильяма Оккама, которые в начале 1320 гг. решили вынести этот вопрос на обсуждение капитула провинции, хотя и в мягкой форме, не обвиняя Уильяма Оккама прямо в ереси, но лишь запрашивая у него разъяснения. В положениях отражены центральные моменты номиналистической онтологии Уильяма Оккама: реально существуют лишь «абсолютные вещи» («res absolutae»), или субстанции (substantia), т.е., в понимании Уильяма Оккама, единичные вещи, а также их качества (qualitas); все прочие аристотелевские категории указывают не на некие действительные «вещи вне души», но лишь на «понятия ума» («conceptus mentis»), «установленные для обозначения термины» («termini istituti ad significandum»), которые с токи зрения реальности есть «ничто», поскольку ничего не отражают и ничего не меняют в природе вещей, будучи применимы лишь для организации человеческих мыслей и высказываний. Исследователям неизвестно, присутствовал ли Уильям Оккам на капитуле и дал ли он какой-либо ответ на список положений. Исследователи полагают, что английским францисканцам не удалось достичь согласия относительно того, как следует оценивать учение Уильяма Оккама, поэтому руководители провинции Ордена или критиковавшие Уильяма Оккама теологи обратились в Авиньон, где в это время находилась Папская курия, чтобы получить решение папы Римского Иоанна XXII (1316–1334 гг.).

 



 
PR-CY.ru