ОККАМ Уильям - Страница 6

Показательным примером исследователи называют предъявляемое Уильяму Оккаму в начальной части заключения теологов обвинение в ереси пелагианства: при его обосновании используются рассуждения Уильяма Оккама о том, что совершаемые находящимся вне благодати человеком «естественные» акты могут иметь положительное значение для спасения (это действительно близко к учению пелагиан), однако игнорируется то, что, согласно Уильяму Оккаму, это возможно не в обычных условиях (как полагали пелагиане), но лишь в гипотетическом случае, если Бог Своей всемогущей волей установит, чтобы это было именно так. Несмотря на достаточно произвольный подход теологов к текстам Уильяма Оккама, наиболее важные из отобранных ими тезисов могут быть объединены в несколько смысловых групп: 1) тезисы, связанные с волюнтаристскими моментами в теологии Уильяма Оккама и с его представлениями о различии между действием Бога согласно абсолютной потенции и согласно упорядоченной потенции; 2) тезисы, в которых отражён номинализм Уильяма Оккама, т.е. отрицание реального существования общих сущностей и используемых человеком в познавательном процессе категорий; 3) тезисы, выражающие представления Уильяма Оккама об ограниченности рационального богопознания; 4) тезисы, в которых выражено учение Уильяма Оккама о евхаристии, в том числе следующие утверждения: субстанция хлеба в таинстве евхаристии полностью уничтожается, а не изменяется; субстанция и количество есть одна и та же вещь, поэтому они не могут существовать по отдельности; сакраментальное присутствие Тела Христова в евхаристии предполагает его локальное изменение, и т.п. Папа Римский Иоанн XXII получил заключение теологов не позднее весны 1326 г., однако не стал издавать осуждающий Уильяма Оккама и его взгляды декрет. Причины этого исследователям неизвестны. Исследователи полагают, что Иоанн XXII осознавал, что многие тезисы Уильяма Оккама не являются формально еретическими и относятся к сложным богословским темам, вызывающим дискуссии среди теологов; он также мог опасаться, что официальное осуждение Уильяма Оккама создаст дополнительные сложности в отношениях Папского престола с Орденом францисканцев, которые в это время складывались весьма сложно. В конце 1327 г. Иоанн XXII решил передать тезисы Уильяма Оккама и заключение теологов для составления нового экспертного суждения Жаку Фурнье (около 1280 – 1342 гг.; с 1334 г. – папа Римский Бенедикт XII). Жак Фурнье исполнил поручение папы Римского и составил собственный критический разбор тезисов Уильяма Оккама, однако этот текст не сохранился; несколько отрывков из него известны исследователям вследствие их использования в комментарии Иоанна Базельского (ум. в 1392 г.) к «Сентенциям» Петра Ломбардского. Отзыв Жака Фурнье стал последним относящимся к делу Уильяма Оккама документом; ни в начале 1328 г., ни позднее, после бегства Уильяма Оккама из Авиньона, папа Римский Иоанн XXII не возвращался к рассмотрению богословских взглядов Уильяма Оккама и не осуждал их официально, хотя в переписке и именовал их «еретическими». Исследователи полагают, что папа Римский был удовлетворён открывшейся после бегства Уильяма Оккама из Авиньона возможностью отлучить его от церкви за церковно-каноническое преступление и тем самым закрыть его дело без принятия формального решения по поводу его богословия.

 



 
PR-CY.ru